урок

Цели. Закрепить навык умножения чисел, оканчивающихся нулями; упражняться в решении задач на движение в противоположные стороны, на нахождение площади фигуры, дроби числа; развивать навыки устного и письменного счета, умение сравнивать числа; воспитывать чувство взаимопомощи;

развивать интерес к математике, активность и внимание учащихся.

Оборудование. Схема маршрута (на доске), рисунки (Иван-царевич, Елена Прекрасная, Баба-Яга, ступа, избушка на курьих ножках, дворец Кащея, Кащей Бессмертный, камень с числами), задания на карточках для устного счета, чертеж к задаче на движение, перфокарты, учебники, тетради.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. На прошлом уроке вы научились умножать числа, оканчивающиеся нулями. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадаем в сказку, где нас ждет много испытаний. Нам предстоит выполнить примеры на умножение, решить задачи на движение, нахождение площади фигуры, найти неизвестные в уравнениях. Вы готовы к работе?

Дети. Да.

У. Тогда сказка начинается.

III. Устный счет

У. Жил-был Иван-царевич. И была у него невеста – Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван-царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: "Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кащея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законам математики".

Отправился Иван-царевич в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он – на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той задания. Справится с ними Иван, значит, удержится на веревке и перейдет через реку. Поможем Ивану-царевичу?

Д. Да.

Дети по одному выходят к доске, снимают задания, устно выполняют их.

Задания

1. 16 увеличить в 4 раза.
2. Найти частное чисел 96 и 12.
3. Чему равна площадь квадрата со стороной 8 см?
4. Сколько килограммов в 6 ц?
5. Какое число нужно разделить на 7, чтобы получилось 30?
6. При делении числа на 20 получили 2 и 3 в остатке. Какое число делили?
7. Какое число в 12 раз больше 5?
8. Мальчик проходит 1 м за 1 с. Сколько метров он пройдет за 1 мин?

IV. Решение примеров на умножение чисел, оканчивающихся нулями

У. С вашей помощью Иван-царевич благополучно миновал реку.

А за ней – лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба-Яга с учебником математики в руках. Увидела царевича и говорит: "Знаю, зачем пришел. Но сначала помоги мне разобраться с примером (№ 656 на с. 118). Умножать я умею, а вот с нулями что делать, никак не пойму".

Дети письменно решают примеры. Два человека работают у доски (с объяснением).

478 ´ 500

5907 ´ 90

806 ´ 400

2390 ´ 300

1800 ´ 200

6900 ´ 80

V. Решение задачи на движение в противоположные стороны

У. "Вот теперь, – говорит Баба-Яга, – могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кащею". "Нет, – говорит Иван-Царевич", – мне надо скорее. Дай мне лучше ступу". "Что ж, бери. Да только вместо топлива работает она у меня на математическом ускорителе. Если рассчитаешь ее скорость правильно, то сможешь взлететь. Слушай задачу.

Из дворца Кащея Бессмертного одновременно в противоположных направлениях вылетели Баба-Яга в ступе и Змей Горыныч. Через 10 с они оказались на расстоянии 650 м. Скорость Змея Горыныча равна 30 м/с. Найди скорость ступы".

На доске вывешивается плакат с чертежом.

Дети решают и записывают решение задачи самостоятельно. Далее проводится фронтальная проверка решения.

VI. Индивидуальная работа с перфокартами

У. "Молодец Иван-царевич. Открою тебе два секрета Кащея. Игла, в которой заключена смерть его, хранится в шкатулке под троном. Открыть ту шкатулку можно, решив задание, написанное на ней. А чтобы войти во дворец Кащея, надо справиться с замком, на котором много цветных кнопок. Как с ним справиться – зашифровано на трех карточках".

Учитель раздает трем ученикам перфокарты. Ребята приступают к работе.

VII. Задание на сравнение двух выражений

У. Поблагодарил Иван Бабу-Ягу, сел в ступу и через полминуты приземлился около огромного камня, который лежал на развилке дорог. Кстати, какое расстояние пролетел Иван-царевич?

Д. 1050 м, или 1 км 50 м.

У. Вылез Иван-царевич из ступы и призадумался, по какой дороге идти. Видит, на камне написано два выражения. Понял он, что надо их сравнить и идти в ту сторону, куда укажет стрелка.

6500 ´ 40 : 10 ... 550 ´ 50 : 100

Учащиеся сравнивают выражения и находят дорогу, по которой Иван-царевич должен идти дальше.

– Обрадовался Иван-царевич, что нашел нужную дорогу. Но прежде чем идти к Кашею, решил немножко размяться.

VIII. Физкультминутка (проводит ученик)

IX. Решение задачи на нахождение площади фигуры, дроби числа

Учитель собирает перфокарты у трех учащихся, работавших индивидуально.

У. Увидел Кащей Бессмертный, что идет к нему Иван-царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое. Тем временем Иван-царевич справился с шифровками, которые дала ему Баба-Яга, и разгадал секрет замка: нажать желтую кнопку.

Учитель демонстрирует перфокарты.

– Наш герой появился перед Кащеем, а тот говорит ему так ласково: "За невестой пришел, добрый молодец? Давай мирно договоримся: задам я тебе всего одну задачу. Решишь ее – забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова твоя с плеч долой". Делать нечего, согласился Иван. Говорит Кащей: "Видишь ты, что дворец у меня большой. Но состоит он всего из трех залов. Площадь зала, где мы с тобой стоим, имеет форму прямоугольника со сторонами 24 и 30 м. Площадь второго зала составляет 3/4 площади первого, а площадь третьего – в 2 раза больше площади второго. Найди площадь всего дворца.

На доске дети записывают краткое условие. После устного разбора учащиеся записывают решение задачи по действиям с пояснениями.

Х. Решение уравнений

У. Решил Иван-царевич задачу, но не захотел Кащей Бессмертный выполнить свое обещание. Выхватил тогда Иван меч, и стали они сражаться. Шаг за шагом все ближе подбирается Иван к трону. Вот уже и схватил он шкатулку с иглой. На шкатулке – уравнения:

х : 60 = 3700 90 ´ = 6300

Двое учеников у доски, а остальные в тетрадях решают эти уравнения.

 Решил Иван-царевич уравнения, в тот же миг шкатулка открылась. Иван взял в руки иглу и переломил ее. Кащей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь и вышла Елена Прекрасная.

XI. Запись математических выражений и нахождение их значений

У. Стал Иван-царевич рассказывать о своих приключениях, о том, с какими трудностями пришлось ему встретиться на пути к невесте. Елена Прекрасная восхитилась Иваном и спросила, может ли он выполнить еще ее задание – трудное, с математическими терминами. Иван-царевич согласился.

Под диктовку учителя дети записывают выражения в тетрадях и находят их значения. Один ученик работает у доски.

У. Вот что предложила ему Елена Прекрасная.

З а д а н и я

1. Произведение чисел 700 и 50 уменьшить в 100 раз. 
2. Разность чисел 62 и 27 умножить на 30. 
3. Сумму чисел 44 и 26 увеличить в 70 раз. 
4. Число 6300 разделить на произведение чисел 35 и 2. 
5. Из числа 3600 вычесть произведение чисел 40 и 90.

– Все решил Иван-царевич. Похвалила его Елена Прекрасная, и отправились они домой, в свое царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.

XII. Подведение итогов

У. Вот и закончилась сказка. Понравилась она вам? А чему она учит?

Ответы детей.

 А урок математики вам понравился? Чему мы учились сегодня? Что повторили?

Ответы детей.

 Все сегодня на уроке старательно работали. Спасибо вам, дети, за урок!

© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru