урок

Цели:

Познакомить детей с латинскими квадратами; научить применять правило латинского квадрата.

Закрепить состав числа 5.

Совершенствовать воображение.

Развитие слуховой памяти, логического мышления

Оборудование: набор геометрических фигур.

Ход урока

I. Разминка.

Пятёрка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.
(Пальцы)

Четверо ребят в одной шубе сидят,
А пятый – в шубёнке
Стоит в сторонке
(Руки в варежке)

Пять ступенек – лесенка,
На ступеньках – песенка.
(Ноты)

Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мной моя семья.
(Пятёрка)

Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца,
Ест и пьёт он из корытца.
(Поросёнок)

– О каком ещё пятачке идёт речь? (Денежная единица)

– Что общего в загадках? (5)

– Назовите состав числа 5?

II. а) Упражнения на совершенствование воображения.

Звучит детская песня.

Точка, точка, запятая –
Вышла рожица кривая.
Палка, палка, огуречик –
Вот и вышел человечек.

– Нарисуйте предмет, про который поётся в песне.

– Сейчас мы составим другие предметы при помощи геометрических фигур.

– Что можно составить при помощи следующих фигур?

(Дети составляют из геометрических фигур)

а) из трёх треугольников (ёлочку);
б) квадрата и треугольника ( домик);
в) двух кругов, 1 большого прямоугольника, 1 маленького прямоугольника, квадрата (машину);
г) 1 большого треугольника, 1 среднего и 3 маленьких треугольника (собаку или кошку);

– При помощи каких фигур вы можете составить снеговика?

– Двух больших кругов, 2 маленьких кругов, 1 среднего круга, 1 четырёхугольника, 1 маленького треугольника.

б)Упражнения на развитие слуховой памяти.

Послушайте рассказ.

Во дворе на лавке сидели и играли в лото Марья Ивановна с внучкой Таней, Саша с бабушкой Верой, Пётр Дмитриевич с другом детства Михаилом Семёновичем.

Ответь на вопросы:

Сколько всего людей сидели на лавочке?

Сколько среди них детей?

Кого больше представителей мужского пола или женского?

Назовите имена людей, начинающих с буквы «М»

Внезапно Саша ушёл. Сколько людей осталось?

III. Логически-поисковые задания.

Загадка:

Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг,
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня … (квадрат)

Сегодня мы познакомимся с волшебными квадратами.

Волшебные квадраты ещё в глубокой древности составляли индусы и арабы. Такой квадрат расчерчен на клетки, в каждую из которых вписано число.

Латинский квадрат представляет разновидность волшебного квадрата, где в вертикальных, горизонтальных и нередко диагональных рядах присутствуют одни и те же числа. При этом ни в одном из перечисленных рядов на должно быть одинаковых чисел.

1

2

3

3

1

2

2

3

1

Впишите в пустые клетки числа от 1 до 4, чтобы ни в одном горизонтальном, вертикальном и четырёхклеточном диагональном ряду не было одинаковых цифр.

Решение 1

Решение 2

Решение 3

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

1

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

4

2

3

1

2

4

1

3

1

3

2

4

3

1

4

2

4

2

3

1

2) Практическая работа

а) Впиши в свободные клетки цифры 0, 1 и 2, чтобы сумма чисел в каждом горизонтальном, вертикальном и трёхклеточном диагональном ряду была равна 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

0

Ответ:

2

0

1

0

1

2

1

2

0

б) Заполни пустые клетки латинского квадрата числами 5, 6, 7 и 8, чтобы ни в одном горизонтальном, вертикальном и четырёхклеточном диагональном ряду не оказалось одинаковых цифр

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

6

Ответ:

5

6

7

8

8

7

6

5

6

5

8

7

7

8

5

6

в) Заполни пустые клетки числами 2, 4, 5,8 (однозначные, чётные)

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

4

Ответ:

8

6

4

2

4

2

8

6

2

4

6

8

6

8

2

4

г) Впиши в пустые клетки латинского квадрата числа от 0 до 4.

 

3

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

1

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:

2

3

0

1

4

1

4

2

3

0

3

0

1

4

2

4

2

3

0

1

0

1

4

2

3

IV. Итог занятия.

© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru