урок

Цели и задачи урока:

научить приемам работы с циркулем: чертить окружность, делить круг на 3,6 частей, находить радиус с помощью линейки; 

знакомство с геометрическими понятиями: «круг, окружность, радиус, диаметр»;

выполнять объемные ребристые игрушки из кругов с отогнутыми сегментами (елочный шар);

собирать по схеме икосаэдр; 

размечать внутри круга треугольник;

расширить представление детей о свойствах бумаги и ее происхождении; 

рассказать об истории празднования Нового года;

воспитание активности, творческой фантазии, аккуратности.

Оборудование для учащихся: 

циркуль; 

линейка;

карандаш;

цветной картон (золото и серебро);

альбом;

ножницы;

кисточка;

клей.

Оборудование для учителя: 

два образца изделия: в сборе и в деталях; 

инструкционные карты «Разметка круга и деление на 3 части», «Окружность. Радиус окружности. Диаметр»; 

шаблоны круга и треугольника; 

образцы картона (гофрированный, фольгированный, цветной, бархатный).

План урока

I.    Организационный момент.

Подготовка к уроку учебных принадлежностей.

Поторение правил поведения во время урока.

Загадки по теме урока.

II. Сообщение цели урока. Актуализация. Постановка проблемы.

Стихи на новогоднюю тематику.

История новогоднего праздника.

Анализ образа изделия.

III. Планирование трудовой деятельности.

Правила работы с циркулем.

Знакомство с понятиями «радиус», «диаметр» и «раствор циркуля».

Построение окружности.

Работа в тетрадях.

Деление окружности на 3, 6 частей., построение треугольника.

IV. Изготовление фонарика

Изготовление шаблонов треугольника и круга.

Работа по группам (по количеству деталей).

Работа по парам. Склеивание деталей.

V. Оформление фонарика.

Работа по группам.

Изготовление деталей оформления.

Подвеска для фонарика.

VI. Итог урока. Рифления.

Выставка работ.

Оценка (по группам)

Закрепление геометрических понятий «окружность», «круг», «радиус», «диаметр»

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель:

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
А теперь давайте вместе
Мы проверим, все ль на месте?

Вам будут загадывать загадки, а вы проверьте, есть ли у вас этот предмет.

Ученик 1:

Деревянный человечек
По чистому полю ходит
За собой дорожку водит
Он давно знакомый наш
Это просто……………..(Карандаш)

Ученик 2: 

Я с цифрами на спинке
Люблю линии чертить,
Моя главная черта:
Чистота и прямота……(Линейка)

Ученик 3:    

Два конца, два кольца, а в середине гвоздик (Ножницы)

Ученик 4:

Я грязнуль не уважаю,
Грязь с листочков я стираю,
Чтоб у вас была пятерка,
Вам понадобится………(Стерка)

Ученик 5:

Ни коробку, ни цвета,
Даже порванный листок,
Сделать точно не сумеешь,
Если хорошо не склеишь.
Проливать меня не смей,
Я – липучка, чудо - ……(Клей)

Ученик 6:

Фигурист и циркач,
Балерина и трюкач,
На одной ноге скачу,
Окружность ровную черчу. (Циркуль)

Ученик 7:

Я всегда помощник твой,
Белый, чистый пред тобой.
Возьми циркуль, карандаш,
Будет рад помощник ваш. (Альбомный лист)

Учитель: 

Проверим, все ли лежит на своих местах. О каких правилах поведения на уроке говорилось в загадках?

Ученики: 

Нельзя проливать клей. Чертить аккуратно. Правильно передавать циркуль и ножницы.

II.Сообщение цели урока. Актуализация.

Учитель: 

Послушайте еще одно стихотворение. Подумайте, о чем идет речь.

Ученик 8:

Новогодние игрушки,
Свечи и зверюшки
Шарики, фонарики
И флажки.
Бусы, разноцветные огоньки.

Ученик: 

Новогодние игрушки.

Учитель:

Прочитайте тему урока (На доске «Фонарик. Приемы работы с циркулем»)

Учитель:

А знаете ли вы, откуда пришла идея праздновать Новый год? Послушайте сообщение.

Ученик: 

В Древней Руси Новый год начинался в марте.

Когда на Руси в конце X века приняли христианство, новый год стали встречать по византийскому календарю – 1 сентября, в самом начале осени.

Накануне 1700 года русский царь Петр I издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января.

Лет триста назад люди верили, что, украшая новогоднюю елку задабривают злых духов.

Сколько лет Деду Морозу? На самом деле он самый молодой из русских сказочных героев. А добрым Дед Мороз стал примерно 150 лет назад.

В старину люди побаивались хозяина снежных полей и лесов, который приносил холод, снег и метель. Ему приносили в лес подарки, а теперь он стал добрее, характер его изменился. Он приносил детям гостинцы в новогоднюю ночь.

Учитель: 

Нарядим нашу елочку вот такими фонариками (показ образца изделия) и Дед Мороз обязательно принесет подарок к Новому году.

III. Планирование трудовой деятельности. Анализ образца изделия.

Учитель:

Посмотрите на фонарик и расскажите о нем по плану:

Форма изделия.

Материал.

Оформление.

Изделие состоит из трех частей, оно круглой формы. Две «шапочки» – полюса из пяти кругов и поясок из десяти кругов.

Изготовлено из гофрированного и фольгированного картона (показ образов картона)

Оформлено деталями картона другого цвета. Для подвески использована тесьма. Украшена мишурой с бусинками.

Учитель: 

А теперь нам необходимо освоить приемы работы с циркулем. Нам понадобиться учебник математики. Для чего циркуль?

Ученик:

Чертить круг.

Учитель:

Что чертит циркуль круг или окружность, узнаем из учебника.

Что вы узнали об окружности?

Ученик:

Окружность - линия, ограничивающая круг.

Учитель:

Как узнать размер круга? Об этом прочитайте в учебнике «Технология на стр. 69 [1]»

Ученик: 

Нам надо найти радиус. (Вывешивает правило о радиусе) Радиусом называется расстояние от центра круга до окружности.

Учитель:

Как определить радиус?

Ученик:

По линейке устанавливаем нужное расстояние между ножками циркуля: например, 50 мм. Это называется раствором циркуля (Вывешивает правило).

Учитель:

Выполним практическую работу. Начертим в тетрадях окружность R 50 мм.

 

(Ученик комментирует, используя памятку со стр. 70 учебника «Технология»)

Учитель:

Сейчас мы научимся делить окружность на 3 и 6 частей, пользуясь только циркулем. Это поможет нам выполнить шаблон треугольника. (Учитель демонстрирует деление окружности на равные части).

IV. Изготовление фонарика.

Учитель:

Попробуйте разделить на равные части окружность и начертить треугольник сами. 

  

(Ученик комментирует деление окружности по учебнику стр.70)

Учитель:

А теперь вырежем треугольник и круг. Это шаблоны для нашего изделия.

Как можно их использовать в работе?

Ученик:

Обведем по шаблону и изготовим необходимое количество деталей.

Учитель:

Сейчас мы отправимся в мастерскую Деда Мороза и посмотрим, как он это делает. (Демонстрация деталей фонарика. Словарная работа: сегменты-детали круга)

Учитель: 

Распределимся на группы в зависимости от количества деталей.

I группа - (сильные учащиеся) изготовят фонарик из 20 деталей; по 5 деталей каждый, 4 ученика.
II группа - из 8 деталей: два полушария по 4 детали.
III группа - из 10 деталей: два полушария по 5 деталей.

Учитель: 

Могут ли полушария состоять из 6 деталей? Объясните свой ответ.

Ученик:

Не может. Фигура получится плоской.

V. Оформление фонарика.

Творческое задание № 1:

Для I группы: изготовить в кругах геометрические отверстия.
Для II группы: украсить детали геометрической формы.
Для III группы: украсить мишурой.

Творческое задание № 2: изготовить подвеску и вклеить тесьму.

Учитель:

Как изготовить детали одинакового размера?

Ученик:

Складываем бумагу гармошкой, намечаем рисунок и вырезаем (Демонстрирует).

Учитель: 

Как удобнее выполнить геометрический рисунок на круге?

Ученик: 

Изготовим шаблон, обведем на круге, вырежем. (Демонстрирует)

Учитель: 

В какой момент необходимо вставить тесьму?

Ученик:

Тесьму вставим в полушария, закрепив ее узелком. А теперь склеим полушария.

VI. Склеивание деталей.

сборка деталей по технологической карте;

использование скрепок для сушки изделия.

VII. Подведение итогов. Выставка работ. Оценка.

Учитель: 

Нарядим нашу елочку. А оценит наши работы гостья (входит Снегурочка. Поздравляет детей с наступающим Новым годом. Дарит каждому подарок-сюрприз)

Наша елочка ждет
Украшений на Новый год
Чтобы весело было ребятам
Песни петь и водить хоровод.

© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru