урок

Цели урока:

Ввести число 0 и цифру 0, рассмотреть их свойства.

Закрепить навыки счета в пределах 9.

Развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

Самоопределение к деятельности:

Чем занимались на прошлом уроке? (изучали состав числа 9, взаимосвязь между целым и частью);

С чего начнем? (повторим то, что знаем).

2. Актуализация знаний.

2.1. Математический диктант. (Дети записывают ответ в тетрадь. Один ученик работает у доски с магнитной кассой).

Найдите сумму чисел 5 и 3;

Найдите разность 9 и 7;

9 уменьшите на 5;

Уменьшаемое 8, вычитаемое 2. Найдите разность.

[Ответы: 8, 2, 4, 6].

Расположите в порядке убывания числа 8, 6, 4, 2.

Найдите закономерность (уменьшается на 2).

Расставьте в порядке возрастания 2, 4, 6, 8.

Назовите следующие три числа (10, 12, 14).

2.2. Игра "Молчанка”

(Ученики работают с сигнальными карточками, показывая промежуточные и конечный результаты).
9 – 7 + 3 + 2 – 6 + 2 + 5 + 1 = 9.
? Что можно сказать о числе 9?

3. Постановка учебной задачи.

1. Работа в тетрадях. "Рассели числа в домик”.

 

(Взаимопроверка)

3.2. Постановка проблемы.

Какая цифра, не изученная нами, встретилась при выполнении задания? (Цифра 0).

4. "Открытие” детьми нового знания.

4.1. Посмотрите фрагмент фильма и скажите:

Что обозначает цифра 0?

Почему она так называется? (обозначает ничто….)

2. Если эта цифра обозначает отсутствие предметов, "ничто”, может, она не нужна?

4.2. (Ученики приводят примеры. Доказывают необходимость цифры 0).

4.3. Определим место 0 в натуральном ряде чисел.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

(Каждое последующее на 1 больше; каждое предыдущее на 1 меньше).

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

5. Действия с нулем. Свойства нуля.

5.1. Работа с правилами.

Мы доказали, что существует цифра, которая обозначает отсутствие предметов, значит можно производить сложение и вычитание.

Работа с геометрическим материалом и индивидуальными кассами цифр.

Положите 3 красных квадрата и 0 синих треугольников. На кассе покажите вычисление.
3 + 0 = 3; а + 0 = а.
Вывод: если к числу прибавить ноль, получается число.

Положите 2 треугольника и отнимите 0 треугольников.
2 – 0 = 2; а · 0 = а.
Вывод: если от числа отнять ноль, получается число.

Положите 4 круга и отнимите 4 круга.
4 – 4 = 0; а – а = 0.
Вывод: если от числа отнять число, получается ноль.

6. Работа с учебником.

С. 30. № 1, 2.
Какие действия с нулем отсутствуют?
(0 + 0 = 0; 0 – 0 = 0).

7. Закрепление.

7.1. Придумай примеры по правилам изучаемой темы (сложение и вычитание с нулем)

Учащиеся устно составляют примеры по изученным правилам.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8.1. Игра "Наряди елку”.

Самопроверка.

8.2. По каким признакам можно распределить игрушки на елке? (по цвету, по размеру).

8.3. Составьте задачу, используя названные признаки и действия с нулем; запишите решение.

2 + 4 = 6; 3 + 3 = 6; 6 – 4 = 2; 6 – 6 = 0; 4 – 0 = 4; 6 + 0 = 6.

9. Рефлексия.

9.1. С какой интересной цифрой мы сегодня познакомились? Для чего она нужна?

Ответы и предположения детей.

9.2. Посмотрите фрагмент фильма. Скажите, что нового узнали.

9.3. Посмотрите на обложку тетради и скажите, есть ли там изученная цифра? (номер школы 50).

9.4. Посмотрите на доску и скажите, есть ли на доске цифра ноль, к которой мы сегодня еще не обращались? (дата: 20 декабря).

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru