урок

Цель: Создать условия для формирования научного мировоззрения в ходе знакомства с историей времяисчисления, с основными типами календарей и часов.

Задачи: Учить детей применять знания и представления для решения учебных задач и в повседневных ситуациях;

Формировать умение пользоваться единицами измерения времени, решать задачи, связанные с единицами времени;

Развивать логическое мышление, внимание, память;

Учить сотрудничеству в парах, в группах.

Оборудование:

Выставка календарей: табель-календарь, отрывной, настольный, настенный, индивидуальные календари, календарь огородника и т.д.

Выставка часов: настенные, наручные, настольные, электронные, механические, песочные.

Индивидуальные календари текущего и прошедшего годов.

Циферблат с подвижными стрелками.

Таблица отношений единиц измерения времени.

Лента времени.

Мультимедийный комплекс.

Интерактивная доска.

Презентация к уроку.

Ученические проекты на темы «Часы», «Календари»

Тетради с печатной основой.

Ход урока

I. Психологический «настрой»

Ребята! Хочу, чтобы вы улыбались,
Работой своей довольны остались,
Чтоб этот урок порадовал всех,
И каждый из вас ощутил свой успех.

II. Актуализация субъективного опыта

1. Загадка:

Без ног и без крыльев оно, 
Быстро летит, не догонишь его.

2. На доске записано известное высказывание Т. Манна. Прочитайте высказывание и определите пропущенное слово.

…(Время) – драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее.

Вопросы учителя.

– Чем является время с точки зрения писателя? (Ответы детей)
– Что такое время с точки зрения математика? (Ответы детей)

Вывод. Время – это величина.

– Что она характеризует?
– Как вы считаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
– А для чего это надо?

Ученица: ВРЕМЯ. Само слово ВРЕМЯ происходит от старого русского слова ВЕРТЕМЯ. Что слышится в нем? Повторите несколько раз: ВЕРТЕМЯ!ВЕРТЕМЯ! Ясно слышится и время и вертеть. Как бы крутится круг, сменяются события, которые в природе обязательно повторяются, словно «вертятся».

Еще в незапамятные времена человек столкнулся не только с необходимостью ориентироваться в пространстве, считать, измерять расстояния и площади, определять массу и вместимость, но и ориентироваться во времени и уметь его измерять. Для измерения времени надо было найти мерку. Но измерять его пальцами или шагами было нельзя. И эту мерку надо было искать в природе.

– Запишите дату и тему урока.

Разминка для ума. Цепочка вычислений.

1) Количество звуков в слове время увеличить во столько раз, сколько дней в неделе. (35)
2) Полученное число увеличить на количество месяцев в году. (47)
3) Из полученного числа вычесть количество часов в сутках. (23)
4) К результату прибавить число 37. (60)

5 • 7 + 12 – 24 + 37 = 60

– Какое число получили? 
– Как это число связано с единицами времени?
– Каким прибором измеряют время?

III. Изучение нового материала

1. Презентация проекта «Часы»: Приложение 3.

– Об истории создания часов расскажет …

2. Применение знаний и способов деятельности

– Как называется период времени, за которое Земля делает полный оборот вокруг своей оси? 
– Сколько это часов?
– Сколько минут в 1 часе?
– Как называется единица времени, которая меньше минуты?
– Сколько секунд в 1 минуте?

У меня в руках секундомер.

Чтобы вы получили конкретное представление о длительности 1 минуты вы по моему сигналу должны начать шагать на месте и считать шаги. По истечение 1 минуты скажите результат.

ОБОБЩЕНИЕ:

за 1 минуту можно…,
прочитать от 50 до 150 слов, записать 40-45 двузначных чисел.

– Откройте рабочие тетради с печатной основой на с.45

1. Задание, связанное с переводом мер времени.

1) Выразите в минутах(проверка в парах)

С. 45 №2 (а):

2) Выразите в часах(проверка по кругу):

С.46 №3 (а)

– Как выполнять перевод мер времени? (Ответы учащихся.)

Практическая работа. 

2. Задание, связанное со сравнением мер времени.

Сравните числа (самопроверка):

120 мин * 2 ч 45 мин
2 мин 30 с * 230 с
4 ч * 400 мин

– Как выполнять сравнение мер времени? (Ответы учащихся)

 

Ученица: Люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эту звезду египтяне назвали Сириус. Когда появлялась звезда Сириус, в Египте отмечали наступление Нового года.

Это связано с тем, что Земля за этот промежуток времени делает полный оборот вокруг солнца. Время между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Появилась мера времени – ГОД. Год у древних народов начинался не зимой, как сейчас, а летом или весной. В Древней Руси год начинался в марте.

1 год – 12 месяцев.

слайд 21

– А что такое «месяц»? Все мы наблюдаем за луной и знаем, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуния). Промежуток между двумя полнолуниями назвали месяцем.

– А как можно определить по серпу месяца какой он – «молодой» (растущий) или

«старый» (идущий на убыль).

 

Растущий
(молодой)

Загадка:

Есть в квартире молодец
Математик и мудрец
Постоянно, круглый год
Точный счет он дням ведет. (Календарь)

– Почему думаете, что это календарь? Почему он назван математиком и мудрецом?

Рассказ ученикаВ наше время нет человека, который бы не пользовался календарем. Латинское слово «КАЛЕНДАРИУМ» означает «долговая книга». В Древнем Риме должники платили причитающиеся с них проценты первого числа каждого месяца, которое объявлялось глашатаями, и называлось «КАЛЕНДЫ».

Презентация проекта «Календари»

Рассказ ученикаКалендарь это таблица или книжка, в котором в определенной последовательности дан перечень чисел, дней, месяцев, года. По календарю можно узнать, сколько месяцев в году, как они называются, какой месяц за каким следует, сколько в каждом месяце дней и недель.

IV. Применение знаний и способов деятельности

1. Практическая работа с календарём:

По календарю определяются не только дни недели, но и времена года.

– Сколько времен года?
– Сколько месяцев в каждом времени года?
– Сколько месяцев году?
– Сколько может быть дней в месяце?

– Если вам трудно запомнить сколько дней в месяце: 30 или 31, то можно найти подсказку на своей руке. Сожмите руку в кулак. Обратите внимание на суставы между кистью руки и пальцами. Начинайте считать: сустав -31 в месяце, впадина – 30 дней.

2. Интерактивное упражнение в программе mimio. 

– Разделите все месяцы на 2 группы.
– Какой месяц не вошёл ни в один столбик?
– Почему?
– Сколько в феврале недель? Сколько это дней?

Каждые 4 года у нас в феврале 29 дней. Такой год называется високосным. Запомните: он бывает 1 раз в 4 года.

2008 год – високосный, назовите следующий високосный год. (2012)

– В какую единицу времени складываются годы? (Век)

– А века? (Тысячелетия)

3. Открываем рубрику «Часовых дел мастер ».

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этой странице? (Ответы учащихся)

– На доске представлены имена и даты, связанные с изобретениями измерителей времени – часов.

Хронология механических часов

9 в – Пацификус из Вероны изобрел механические часы

996 год – монах Герберт сделал башенные часы для г. Магдебурга.

1300 год – в Париже первые часы соорудил Пьер Пипенар.

1404 год – на Руси первые механические часы были установлены в Кремле.

1764 год – русский изобретатель Кулибин сделал часы с мелодиями и кукольным театром

– Об этих изобретателях и их изобретениях вы более подробно узнаете из задач, которые нужно решить в группах.

1. Первые механические часы изобрёл в начале 9 века учёный Пацификус из города Вероны. Вычислите, сколько веков тому назад было сделано это изобретение?

2. В 996 году монах Геберт установил первые башенные часы в городе Магдебурге. Определите, сколько лет исполняется этим часам в 2011году.

3. Первые башенные часы в Магдебурге были установлены в 996 году, а часы для Московского Кремля изготовлены в 1404 году. Какие часы старше и на сколько?

4. В 1764 году русский изобретатель Кулибин сделал уникальные часы с мелодиями и миниатюрным кукольным театром. В каком году этому изобретению исполнится 250 лет?

4. Проверка решения задач.

(12 веков, 1013 лет, на 408 лет старше, в 2014 году)

Рефлексия

Тест

Запишите единицы времени по убыванию.

Закончите высказывание одним словом. Время, за которое Земля делает полный оборот вокруг Солнца это … . (год)

Закончите высказывание одним словом. Время, за которое Земля делает полный оборот вокруг своей оси это … . (сутки)

Запишите, сколько суток в самых длинных месяцах года. (31 сутки)

Запишите, сколько лет в одном веке. (100 лет)

Запишите, сколько суток в не високосном году. (365 суток)

Запишите, сколько минут в одном часе. (60 минут)

Запишите в минутах продолжительность школьного урока. (40 минут)

Запишите, в каком веке вы родились. (21 веке)

Согласись или не согласись с утверждениями(интерактивный): (учащиеся сигнальными карточками показывают «да» – зелёная, «нет»– жёлтая, на интерактивной доске проверка)

120 с – это 2 минуты.

48 ч – это 4 суток.

В високосном году 366 дней.

360 мин – это 5 часов.

12 ч составляют ? часть суток.

5 – это самая лучшая отметка для ученика.

– Встаньте, кто может поставить себе за работу на уроке такую отметку.

VI. Домашнее задание (техника трёхуровнего домашнего задания)

1 уровень с. 76 № 1 – выполнить перевод величин;
2 уровень – с. 73 № 7 (а, б) решить задачу, связанную с единицами времени;
3 уровень – подготовить сообщение о том, как появились названия месяцев или дней недели.

VII. Итог урока

– Что нового узнали, чему научились? 
– Что бы вы хотели бы узнать, с чем познакомиться? 
– Спасибо, вы сегодня хорошо поработали и много запомнили.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru