Основы формирования познавательного интереса младших школьников при обучении математики

 

Сущность познавательного интереса младших школьников к изучению математики

 

Современные развивающие программы по математики начальной школы позволяют формировать личность, имеющую навыки самостоятельной познавательной деятельности, умеющую пользоваться знаниями и применять их в жизненных ситуациях, а также контролировать и оценивать свою деятельность.

Одной из проблем, стоящих перед современным учителем является развитие у школьника устойчивого интереса к учебе, к знаниям и потребности в их поиске.

Ученики начальной школы не умеют учиться «для самих себя». Чаще всего они учатся за оценку, за похвалу, за подарки. Но данные мотивы не являются устойчивыми, любому из них приходит конец. Следовательно, учителю начальных классов необходимо формировать у учащихся учебную мотивацию на основе развития познавательного интереса. Младшему школьнику должна нравиться учебная деятельность, иона должна быть ему доступна.

В классической и современной педагогике проблема влияния дидактических игр на развитие познавательного интереса рассматривалась в трудах многих профессионалов. В частности, ее особенностям были посвящены работы: Л.А. Боровской [5], А.Г. Асмолова [3], С.Т. Терентьевой [24], Д.Б. Эльконина [26].

Познавательная деятельность - это одна из ведущих форм деятельности младшего школьника, стимулирующая учебную деятельность на основе познавательного интереса.

А.Л. Вегнер рассматривалась познавательная активность школьников в следующем аспекте « Активизация познавательной деятельности младших школьников является составной частью совершенствования методов обучения. Широкое понятие активности школьников имеет психологический, социальный, философский и иные аспекты» [6.111].

Л.А. Боровская дает определение: «Познавательная активность - это содержательная техника реализации учебного процесса». [5 ,21]

А.Г. Асмолов определяет познавательная активность, как «Совокупность психолого - педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств» [3 с. 143]

Т.А. Козлова указывает, что «Анализ понятий активности учащихся в процессе обучения подразумевает изучение таких педагогических закономерностей, как создание положительной эмоциональной атмосферы, которая способствует оптимальному напряжению физических и умственных сил учащихся, формирование потребности к приобретению новых знаний и умений.»[ 14,с.45]

М.А. Махмутов анализируя труды чешского учёного-педагога Я.А. Каменского отмечает, что тот дает определение « …о необходимости воспламенять в ребёнке жажду знаний и пылкое сердце» [14 с. 120]

Д.Б. Эльконин указывает, что «Познавательная активность вооружает знаниями, умениями, навыками, развивает самостоятельность, приобщает к поисковой и творческой деятельности, выявляет и реализует потенциал каждого школьника»[26, с.56].

Придерживаясь мнения выше перечисленных ученых, можно сделать вывод, что познавательная активность является неотъемлемой частью развития творчества детей, самостоятельности, потребности каждого ученика в приобретении новых знаний и умений.

У младших школьников развитие познавательного интереса через уроки математики имеют свои особенности. Они состоят в том, что при развитии интереса к предмету, необходимо учитывать возрастные особенности школьников, программное содержание предмета, темы предмета.

Курс математики в начальной школе вмещает в себя очень большой объем знаний из счета, геометрического материла, на знакомство с величиной, решением задач. Все это необходимо дать детям не только в теоретическом виде, но и отработать практические математические умения и навыки.

Поэтому необходимо планировать уроки так, чтобы дети овладевали не готовыми знаниями, а находили ответы на поставленные проблемы самостоятельно, тем самым повышали активную познавательную деятельность.

И чем больше учебно-познавательных действий и операций выполняет ученик на уроке, тем выше интенсивность учебного труда.

С.Т. Терентьева пишет «Можно преподавать материал, давая его в готовом виде, но при этом эффективность усвоения материала сводится к минимуму, а творческие способности при таком проведении урока практически не развиваются»[24,с.54].

Поэтому учитель должен практиковать применения таких приемов и методов, которые бы давали возможность самим учащимся найти пути решения проблемы.

Н.А. Погорелова определяет необходимые условия при проведении уроков математики для развития познавательного интереса на уроках [18,с.58].

1. Обеспечение максимальной активизации учебной деятельности тогда, когда учитель целенаправленно управляет процессом учащихся по усвоению знаниями, умениями и навыками или развитию УУД.

2. Подбор заданий с учетом способностей детей. Ученики с удовольствием решают задания, если они посильные ему для выполнения.

3. Желание учится, вызывают интерес только в том случае, если ребенку понятна задача предмета, которую он должен выполнить. Следовательно, учитель должен знать индивидуальные особенности каждого ученика, его способности.

4. Познавательная активность развивается только там, где развивается логическое мышление. Значит и побор заданий на каждом уроке должен быть направлен на развитие логического мышления, математической речи и развития интеллекта.

5. Каждый урок должен открывать для ребенка что-то новое и ребенок должен испытывать радость открытия, а это будет формировать у школьников веру в свои силы и успешность, что и послужит развитию способностей и интереса к предмету.

6. Одним из условий развитие познавательного интереса к математике- это подбор познавательных заданий и применение дидактических игр на уроках.

Для этого учитель должен продумывать каждый урок, так как по словам Терентьевой С. Т. « Урок -это первая искра, зажигающая любознательность»[ 24,с.56].

 

Построение современного урока математики в начальной школе

 

Многие учёные-педагоги признают, что развитие познавательного интереса невозможно без применения на уроках занимательных задач и дидактических игр, активных форм урока. Поэтому структура, цели и задачи современного урока будет отличаться от традиционного урока.

Отличие современного от традиционного обучения является целеполагание, коррекция знаний, рефлексия и принципа организации педагогического процесса.

Так цель при традиционном обучении состоит в том, что учащихся получают тему в готовом виде при сообщении учителем в начале урока и сам намечает этапы работы по усвоению темы учащимися.

При современном обучении дети самостоятельно формируют цели и проблему своей деятельности, намечают пути овладения знаниями.

Л.Б. Истомина утверждает, что в основе организации традиционной системы передачи знаний лежит принцип линейности, от простого к сложному, а при современном построении урока, лежит принцип самостоятельности, где учащиеся могут сами намечать этапы получения знаний [11].

Д.Б. Эльконин обосновал принципы построения этапов получения знаний самим учеником [26].

Принцип решения проблемы.

В основе его лежит проблема, которую необходимо решить. И не важно, с какого этапа начнёт ученик ее решать: с практической части или нахождение теоретических основ решение проблемы.

Принцип построения учебного процесса.

Структура системы традиционного урока - чётко распределена по временным отрезкам и разделена на этапы: вводная часть, основная, закрепление, проверка первичных знаний, выдача домашнего задания.

Г.К. Селевко рассматривает структуру урока при современном обучении и выражает ее определенной схемой:

Проблемная ситуация - формулирование проблемы - выдвижение гипотезы - составление плана решения проблемы-проведения практической или теоретической проверки выдвинутой гипотезы, применение полученных знаний в новой обстановке - проведение рефлексивного момента. (самооценка своих действий и их, если это необходимо коррекция)[23,с.67].

Принцип самостоятельности.

Н.А. Погорелова отмечает «Деятельность учителя при традиционной системе сведена на объяснение теоретических знаний в готовом виде и проверке усвоенных знаний и умений. То есть ведущая роль при проведении урока, принадлежит учителю»[18,с.87].

При современном проведении учитель является консультантом и регулятором деятельности учащихся.

М.И. Махмутов отмечает, что «При современной форме обучения деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность». [17 с.34]

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что деятельность учителя сводится к организующей и консультационной роли.

При современных формах обучения учитель постоянно организует самостоятельные работы не на проверку усвоенных знаний, а прежде всего, на приобретение самостоятельным путем учащимися новых знаний. Только в крайних случаях, зная индивидуальные особенности учащихся класса, учитель организует объяснение сложного материала, организует трудные для детей исследовательские работы. Даже в этот период учитель выступает на уроке в качестве помощника и консультанта, тем самым активизируя самостоятельный поиск учащихся по усвоению новых знаний.

Г.К. Селевко отмечает: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»[23, c.23].

Данное выражение отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

 

 

Применение дидактических игр при проведении уроков математики для развития познавательных творческих способностей младших школьников

 

В.А Козлова считает, «что творчество связано с самостоятельным творческим овладением математикой, с самостоятельной постановкой несложных математических проблем, с нахождением путей и методом их решения, с изобретением доказательств теорем, самостоятельным выведением формул, с нахождением оригинальных способов решения нестандартных задач» [14 с.34].

Рассмотрим некоторые стороны работы учителя на уроках, ведущие к развитию познавательных творческих способностей учащихся на уроках математики в начальной школе.

Одной из форм работы учителя на уроке математики для развития познавательного интереса являются дидактические игры.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

Дидактическая математическая игра имеет огромное значение в активизации познавательной деятельности дошкольников, в частности, в развитии их познавательной математической самостоятельности.

Основной отличительной особенностью дидактических игр является притягательность и что педагогическая цель не выносится на первый план, она не видна ребенку, но она выполняется в процессе игровой деятельности. Осуществляется принцип «Учение без принуждения»[19].

С.Т. Терентьева выделяет следующие функции дидактической игры:

обучающая - развитие общеучебных умений (память, внимание, навык владения языком);

развлекательная - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение;

коммуникативная - объединение коллектива детей, установление эмоциональных контактов;

рефлексационная - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему (при интенсивном обучении);

психотехническая - формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объёмов информации [24].

В процессе дидактических игр идет активное оперирование уже имеющимися знаниями, а если это необходимо, изучается новый материал, без которого дальнейшее проведение игры невозможно. Изучение нового материала идет не потому, что так надо, а потому, что возникает потребность в новых знаниях - ведь иначе игра не получится, не будет доведена до конца. Дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом. Ребенок становится активным, заинтересованным субъектом познания, деятельность учителя становится менее заметной.

Дидактические игры принято различать по различным основаниям:

по обучающему содержанию;

по степени познавательной активности детей в игре;

по способам организации и взаимодействию учащихся;

по роли преподавателя в игровой деятельности [3].

С характеристикой видов дидактических игр в зависимости от каждого основания можно ознакомиться на страницах учебной и методической литературы у Н.П. Аникеевой [4].

.      Игра должна вытекать из логики учебно-воспитательного процесса.

.      Игра должна иметь запоминающее название.

.      Игра должна иметь правила, которые должны выполняться.

.      Игра должна иметь элементы, которые легче запоминаются при групповой работе.

Дидактическая игра - это доступный, полезный и эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у младших школьников. Она не требует определенных условий и специального материала, а требует лишь знания учителем содержания самой игры.

Дидактические игры проводятся на разных этапах урока и зависят от цели урока.

А.А. Герасименко приводит в своей работе дидактические игры, которые проводятся на различных этапах урока [10].

На этапе объяснения нового материала.

 

Игра «Карусель»

Цель: раскрыть понятие о переместительном законе сложения.

Содержание: учитель выставляет 3 зайца и 2 белочки на круг. Предлагает детям посчитать зверюшек: 3+2= 5

Затем крутит карусель и останавливает их так, что по отношению к детям звери поменялись местами, получился пример: 2+3=5.

Делают вывод, что от перестановки слагаемых сумма не меняется.

Игра на устный счет «Забег по кругу».

* 2= ?

? * 9 = ?

? - 12 =?

? -3 =?

? : (-10) =14

Игры на этапе первичного закрепления знаний.

 

Игра «Цирк»

Цель: закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 10.

На доске таблица с изображением арены цирка, в центре изображен Петрушка, который разделил арену на 10 секторов с животным. В каждом секторе примеры. На каждом животном цифра ответа примера. Учащиеся решают пример в секторе и находят животное с правильным ответом и перемещают его в нужный сектор.

Игры на этапе самоконтроля.

Дети 1 класса не умеют проводить контроль своей деятельности, поэтому учитель использует различные приемы, которые формируют самоконтроль.

 

Игра «Лесенка»

+1=

+2=

+2=

+2=

Как видно из заданий, что ответ - это первое слагаемое примера. Таким образом, дети-первоклассники, учатся себя контролировать.

Дидактическая игра «Число - контролёр», например 10

+1= 3-1= 6-4= 8-5=

Все полученные результаты складываются, если получилось число 10, то ребенок решил примеры верно.

Дидактическая игра «Исправь ошибки».

За 5 минут найти исправить ошибки.

+4= 9 8- 3=4 9-3= 7 9+1= 9

 

Игра «Открой окошко»

Задания с окошечками на с. 9 задание 2, учебник 2 класса «Школа России» тема «Нумерация от 1 до 100»

А. 39,40, 42, 43, 44….. вставь в окошечко нужное число.

 

Спиши и расставь скобки, чтобы неравенства стали равенствами.

-9-4=0 11-3=4-12 14-5+4-5

 

Дидактические игры на контроль знаний.

Действие контроля

 

Задание. Проверь правильность вычислений.

Дидактическая игра «Спиши, исправляя ошибки».

+2-40=46 60-45-8=7

-5-30=90 80-66-9=8

+34-7=33 30-27-3=0

 

Дидактические игры на взаимопроверку.

Это вид самоконтроля, который развивает наивысшую степень контроля.

«Игры-задачи на обратные действия».

Работа в парах. Одному ребенку выдаётся прямая задача, второму обратная.

При правильном решении у детей должны получиться данные из задач.

Работа в парах. Одному ребенку выдаётся прямая задача, второму обратная.

При правильном решении у детей должны получиться данные из задач.

 

Пример прямой задачи:

Вини-Пуху Пятачок отдал 5 конфет, а Иа на 3 конфеты больше. Сколько конфет стало у Вини-Пуха?

Пример обратной задачи.

Вини-Пуху подарили 13 конфет, из них 5 конфет подарил Пятачок. Сколько конфет подарил Иа, если он подарил на 3 конфеты больше, чем Пятачок?

 

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Мальчики посадили 18 деревьев, а девочки на 6 деревьев больше, сколько деревьев посадили все дети вместе?

Найди правильное решение.

(18 + 6) - 24=42 (18 + 6) + 24 = 42

В результате самооценки выделен алгоритм действий при помощи цветных фишек.

Игры на действия коррекции знаний.

В процессе учебной деятельности после действия оценки начинается коррекция знаний.

Н.П. Аникеева отмечает, что «Под коррекцией понимают процесс совершенствования, улучшения результата. В случае несовпадения оценки с самооценкой начинается (по крайней мере, теоретически) коррекция - не обязательно исправление ошибок, скорее - совершенствование, улучшение результата. Обычно коррекция состоит в возвращении к какому -либо из предыдущих этапов» [4,с.67].

Процесс коррекции может проходить на разном этапе урока. Коррекция может включать в себя, исправления ошибок, причин ошибок. Для этого подбираются дидактические игры и решаются, таким образом, решается коррекция ошибок.

 

Процесс коррекции может быть проведен в разных игровых формах

Работа в парах:

человек 2 человек

* 6= 36 : 6=

*7= 42 : 6=

* 8= 48 : 6=

* 9= 56 : 6

*10=60 : 6=

Как видим из игровых заданий, они обратного действия, поэтому дети выполняют не только коррекцию своих знаний, но учатся находить ошибки у товарищей при взаимопроверки.

Коррекция знаний при проведении самостоятельной работы, при выполнении которой сравнивают с эталоном правильного выполнения.

Пример.

*15= 15: 0 = 25 : 5= 30: 6 = 7* 5=

После того как ребенок решит, он сверяет с эталоном решения. Если это задание было дано индивидуально, то каждому ученику дается карточка с правильным решением, ученик сам себя оценивает свое решение.

Одной из разновидностей применение дидактической игры для развития познавательного интереса у учащихся являются дидактические сказки. Дидактические сказки были разработаны З. Михайловой, Н.Я. Большуновой для дошкольников, но игры-сказки используются учителями начальной школы.

Уроки дидактической сказки используются как при изучении нового материала, так и для закрепления полученных знаний.

Обычно уроки дидактических игр-сказок применяются в 1, 2 классе, так как дети не полностью адаптировались к новым школьным условиям, поэтому для них дидактические игры-сказки является самой благодатной формой урока.

Уроки дидактических игр являются так же развитием познавательных процессов детей.

Уроки дидактических соревнований, также повышают интерес к математике и развивают математические задачи на счет.

 

Пример проведения дидактического урока - игры «Найди математический клад»

Звучит музыка В. Шаинского «Чему учат в школе»

Учащиеся делятся на 2 команды (по усмотрению учителя)

Условия игры.

Учитель вскрывает конверт и прикрепляет лабиринт на доске.

Дидактическая задача: Необходимо дойти до клада первыми и получить клад знаний. В каждом лабиринте необходимо выполнить определенное задание, какая первая команда выполнит, та и продвигается вперед к достигаемой цели.

За каждое задание получают 1 бал.

Условие: не попасть в тупик и при этом не пропустить ход.

Заданий всего 5.

Решения заданий проводят все учащиеся группы, но в каждой группе необходим консультант. Им может быть ученик старшего звена, который консультирует и корректирует работу в группе. Это необходимо для того, что у детей 2 класса еще недостаточно сформированы самооценка и взаимовыручка работы в группах.

В результате таких уроков, у детей, не проявляющих интерес к математике, закладывается первоначальный интерес к математическим наукам, повышается качество знаний.

 

 

Описание процесса влияния дидактических игр на развитие познавательного интереса к предмету

 

Технологическая карта урока по теме: «Геометрические фигуры» в подготовке к уроку математики в начальной школе

 

По современным требования ФГОС главной частью являются развитие универсальных учебных действий (УУД), которые разделены на познавательные, регулятивные и коммуникативные. Формирование УУД требуют от учителя принципиальных изменений деятельности учителя на обеспечение становления личности школьника.

Поэтому формулировки заданий на уроках математики будут выглядеть иначе.

«В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения происходят и изменения в основных этапах урока: при объяснении и закреплении материала учитель предоставляет больше времени для самостоятельной работы учащихся. Выступая при этом в роли консультанта. Меняется главная цель учителя на уроке, приоритет отдаётся организации самостоятельной деятельности учащихся [1].

Поэтому, обычный конспект урока этого не сможет выполнить. Необходим новый документ, который отражал бы виды деятельности учителя, учащихся, этапы урока и задачи каждого этапа, планируемые результаты деятельности учащихся. Это позволяет сделать технологическая карта урока.

«Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку»[3,с.45].

Чтобы составить технологическую карту урока, необходимо ответить на следующие вопросы.

1.Какие операции необходимо выполнить на уроке.

2. В какой последовательности они будут выполняться.

3.С какой периодичностью они выполняются.

4. Какой промежуток времени требуется на проведение каждой операции.

5. Результаты выполнения операции.

6. Материалы и инструментарий, который необходим для проведения операций.

На сегодняшний день сценарием современного урока является технологическая карта, составленная графическим способом, которая дает возможность отразить взаимодействие учителя и ученика.

«Технологическая карта- это новый методический продукт, обеспечивающий эффективное качественное преподавание учебных предметов в соответствии с ФГОС второго поколения» [23,c.56].

Т.И. Шамова в своей концепции предлагает составление технологической карты урока по параметрам:[25]

1.      Название этапа урока.

2.      Цели этапа.

3.      Содержание этапа.

4.      Деятельность учителя.

5.      Деятельность учеников.

6.      Формы работы.

7.      Результаты работы.

Этапы работы по составлению технологической карты.

1.      Определение места урока в системе темы и его вид.

2.      Формулировка целей урока.

3.      Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4.      Определение результатов каждого этапа урока (формируемые УУД).

5.      Выбор форм работы на уроке.

6.      Разработка деятельности учителя и учеников.

 

Особенности структуры технологической карты урока с применением дидактических игр.

1-й этап. Организационный момент.

Деятельность учителя включение учащихся в деловой ритм урока.

Эмоциональный настрой учеников на урок. Здесь учитель может провести игровые задания на создание психологического настроения на урок. Это могут быть игровые задания на снятия психологического напряжения, на развития воображения, на развития быстрого счета. Также учитель включает в этот момент элементы сюрпризов, неожиданных приемов. Например, « К нам в гости пришел любимый герой мультфильма Незнайка, он не умеет считать, давайте поможем ему, научим считать его до 10.

2 этап. Актуализация знаний.

Выявления уровня знаний учащихся по заданной теме урока, определение проблемы.

На этом этапе уместно проводить дидактические игры на выявление знаний учащихся. Такие игры способствуют определить не только пробелы в знаниях, но их корректировать в виде самопроверки знаний самими учащимися. Такой прием позволит учащемуся увидеть свои недостатки и их скорректировать, что позволит ученику поверить в свои силы и возможности.

3 этап. Постановка учебной задачи.

Учитель создает проблемную задачу. Учитель применяет дидактическую игру, где перед учениками ставится проблема в виде игровой ситуации, но они ее не могут решить, так у них недостаточно для этого знаний. Такое применение дидактической игры поможет учащимся определить проблему и определить тему урока, определит интерес к игре.

4 этап. Построение проекта выхода из затруднительного положения.

Учитель организует самостоятельную работу как индивидуально, фронтально, или использует групповой метод выхода из затруднительного положения. Учащиеся самостоятельно ищут пути решения проблемы. Таким образом, намечают алгоритм действий решения проблемы. Это могут быть задания с дидактическим материалом, работа с учебником, работа на доске или в рабочей тетради. Этот этап самый ответственный.

5 этап. Первичное закрепление материала.

Деятельность учителя: организует деятельность учащихся и выявляет осознанность восприятия материала. Деятельность учащегося: решение типовых задач с проговариванием алгоритма действий.

6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Деятельность учащихся сводиться к решению задач математического содержания с самопроверкой по эталону. На этом этапе учитель организует дидактические игры различного характера, на которых учащиеся смогли бы не только психологически разгрузиться, но и проверит свои знания.

Это могут быть такие игры «Проверь себя», «Выполни проверку знаний Незнайки», «Исправь ошибки», «Убери лишнее».

7. этап. Рефлексия.

Учащиеся осуществляют самооценку и взаимооценку своих товарищей.

Т.И. Шамова отмечает, что технологическая карта, есть форма конструирование урока, где отражены все планируемые результаты урока. Поэтому в ней можно сразу определить формы заданий, которые бы привели к снижению утомляемости, повышали интерес к предмету, развивали универсальные умения действий.

Особое построение технологической карты вызывают уроки дидактических игр или дидактических сказок.

На таких уроках на основе игрового замысла моделируется жизненная ситуация и отношения в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы.

 

Основные отличия таких уроков в том, что происходит:

- поэтапное развитие игры, в результате чего предыдущий этап влияет на последующий этап проведения игры;

- наличие проблемной ситуации;

- обязательное наличие ролей или линии сюжета игры;

- контроль игрового времени каждого этапа игры;

- элементы состязательности;

- правила и система оценивания действий всех участников игры.

 

Методика подготовки технологических карт игровых математических игр включает следующие этапы:

.      Обоснование требований к проведению игры. Это могут быть уроки на проверку и закрепления знаний по теме.

.      Составление плана игры ее разработки.

.      Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры.

.      Подбор необходимого оборудования, дидактического материала.

.      Уточнение целей проведения игры, составление руководство для ведущего и играющих, то есть составление правил игры.

.      Разработка способов оценивания игроков.

 

Структура технологической карты дидактического урока.

.      Этапы игры.

.      Вычленение проблемы учителем совместно с учащимися.

.      Определения алгоритма действий решения проблемы.

.      Определение формы проведения игровых действий.

.      Определение оценивания результативности игровых действий.

.      Проведение игровых действий.

.      Обсуждение итогов и полученных результатов.

.      Коррекция своих результатов.

.      Анализ итогов игры.

 

Рассмотрим составление технологической карты по математики во 2 классе по теме «Геометрические фигуры».

Урок - во втором классе. УМК «Школа России»

Тема: Геометрические фигуры.

Тип урока-открытие новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный геометрический материал.

Цель: формирование умений выделять свойства геометрической фигуры прямоугольника.

Задачи:

Метапредметные цели:

Познавательные УУД: создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение действий по заданному алгоритму, выполнение заданий с использованием материального объекта (линейки).

Коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, сотрудничество учеников в группе, планирование совместной деятельности.

Регулятивные УУД - контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, определение последовательности действий, формирование оценочной самостоятельности учащихся.

Личностные УУД - проявление познавательной инициативы в оказании помощи одноклассникам.

Предметные цели: познакомить с прямоугольником, выявить основные свойства прямоугольника; учить узнавать его на основе существенных свойств; формировать навыки изображения данной фигуры; совершенствовать вычислительные навыки.

 

Ход урока

 

этапы урока

деятельность учителя

деятельность ученика

прогнозируемые результаты

1.

Организационный момент

Пожелайте друг другу удачи, она нам пригодится!

 

Создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать учащихся на работу.

2.

Актуализация знаний

Давайте поиграем! Дидактическая игра «Посчитайка» 70+3= ? + 5=75 75+? =80 ? + 40= 120+ ?= 140 ?- 20= 120- 40= 80- ?= 50 А теперь к нам пришли геометрические фигуры. Папа и мама потеряли своего сыночка, так как он у них вырос необычным ребенком. Давайте поможем им его найти. Поможем? Как можно проверить, что угол прямой? Докажите, что это прямой угол.

   Выполняют устный счет.       На доске два одинаковых квадрата, а в стороне много различных геометрических фигур. Определить квадраты. Каждый ученик измеряет квадраты, выданные учителем.

Способность самооценки, как личностный результат; умение формулировать определение о геометрических линиях и строить эти линии; умение участвовать в диалоге; умение учащихся ориентироваться в окружающем мире и изученном материале.

3.

Самоопределение к деятельности

Определение темы и цели урока. Однажды жила-была семья. Мама квадрат, папа квадрат и появился у них сыночек. Был он маленький. Давайте измерим его. Рос сыночек, рос и стал совсем не похож на маму и папу. Что же с ним произошло? Я вам выдала необычную фигуру, на которую стал походить сыночек. Давайте измерим у него стороны. Используя линейку и угольник, измерьте стороны и сравните углы фигуры. Сделайте выводы: четырёхугольник, у которого все углы прямые, называется прямоугольником. Прочитайте в учебнике, что такое прямоугольник стр.28.

Учащиеся по данным фигурам измеряют и определяют, что фигура квадрат, что он меньше в два раза большого квадрата. Определим периметр квадрата. 4*4=16 Две стороны по 4 см. Две стороны по 6 см. 4 угла;

Учащиеся научатся узнавать геометрические линии; соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами; формулировать правила о геометрических линиях; называть части ломаной линии; учащиеся научатся доказывать свою точку зрения и формулировать выводы.

4. 5.

Самостоятельная работа Физминутка Первичное закрепление темы.

Посмотрите, на ст.29. в учебнике нарисованы четырёхугольники. Есть ли среди них прямоугольник? Почему нет? Как вы определили, что это прямоугольники?   Вывод: прямоугольник имеет по две стороны, которые равны. (Слайды с 1-8) Если вы видите на экране прямоугольник, вы прыгаете, а если не прямоугольник, то приседаете. Дидактическая игра «Найди меня» Пошёл сыночек играть на улицу, а там столько разных геометрических фигур, что мама с папой не могут найти своего сыночка. Помогите им, они знают, что периметр их сыночка равен 20. Расскажите, как вы нашли периметр?

1.Учащиеся самостоятельно работают в учебнике.   Ст. 29     Выполнение упражнений Практическая работа. Из выданных фигур найти прямоугольник с заданными параметрами Периметр должен быть равен 20. 4+4+6+6=20 Второй способ. 4*2+6*2=20

Способность самооценки, как личностный результат; умение участвовать в диалоге;     Личностные, регулятивные, предметные УУД

6.

Закрепление изученного материала

Начертите в тетради прямоугольник: 1 вариант - со сторонами 8 см и 5 см 2 вариант - со сторонами 7 см и 4 см Найдите периметр прямоугольников. Что такое периметр многоугольника?   Чему равен периметр первого прямоугольника? Чему равен периметр второго прямоугольника? Фронтальная работа: Чему будет равна сумма периметров 26+ 22? Запишите решение столбиком. На сколько, периметр первого прямоугольника больше периметра второго прямоугольника? Запишите решение столбиком. Дидактическая игра «Сложи фигуры» Из предложенных геометрических фигур составить прямоугольник.

Работа в парах. Взаимопроверка выполненных заданий   Сумма длин сторон многоугольника его периметр. Выполняют задание в тетради и на доске. 26 + 22 26 -22 4

Умение учащихся ориентироваться в изученном материале; соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами.

7.

Рефлексия

Дидактическая игра «Примени» Ребята, в классе есть предметы, имеющие прямоугольную форму? Назовите их. Что такое прямоугольник? Индивидуальные задания. Каждый ученик отчитывается за проделанную работу. Все ученики делают вывод о геометрической фигуре.

Окна, двери, доска, парты, книги, тетради. Измерение окна, дверей, тетрадей, книг, парт, доски.   Оценить свою работу и работу товарищей на данном уроке. Прямоугольник-это геометрическая фигура, у которой противоположные стороны равны.

Способность оценки достижений товарищей и самооценки, как личностный результат.

8.

Домашнее задание.

Вырезать несколько прямоугольников, составить из них фигуру и приклеить на листок бумаги. Выполнить на стр.29. примеры 5.

 

 

 

Анализируя вышеизложенное, мы можем сделать вывод, что технологическая карта позволит учителю:

1. Реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения.

2. Определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы урока, всего учебного курса.

3. Системно формировать у учащихся универсальные учебные действия.

4. Осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата[25,с. 123].

 

Методические рекомендации учителю: Роль игры в подготовке урока математики в начальной школе

 

Развитие познавательного интереса школьников к предмету является одна из приоритетных задач на сегодняшний день, стоящая перед учителем.

Важную роль в развитии познавательного интереса играют дидактические игры. Но для применения дидактических игр на уроках учитель должен чётко определить цели каждого этапа урока и определить приемы применения дидактических игр.

Уроки с применением дидактических игр позволяют учителю: сделать занятия интересными, увлекательными, снимают психологическую нагрузку с учащихся, развивают познавательный интерес к предмету.

Дидактические игры в зависимости от цели применяются на разных этапах урока. Они выполняют функции разъяснения темы, закрепления, коррекции знаний. Нами была разработана технологическая карта урока во 2 классе по УМК «Школа России» с применением дидактических игр на разных этапах урока.

Также мы разработали рекомендации для учителей по применению дидактических игр на разных этапах урока по методическому пособию А.В. Саушкиной «Дидактическая игра в начальной школе» [21].

1. На этапе вхождения в урок и развития мотивации к уроку, формирования устойчивого интереса к учению, снятия напряжения.

Проводятся такие дидактические игры: игры -загадки, шарады, путешествие с героями по математической стране.

2. На этапе постановки проблемы.

Это дидактические игры на умение решать задачи.

Для решения задач необходимо вводить рисунки и схемы, так как задачи-это сложный процесс и дается детям с большим трудом.

Также необходимо учить детей составлять задачи с обратным действием.

Пример

Карточки с основными словами выдаются детям или располагаются на доске: было, убежало, осталось.

Например, задача.

У Кати было 10 гусят, 2 убежало, сколько осталось?

На доску выставляем карточку «осталось 8» в левую половину задачи, то есть неправильно, дети должны правильно оформить расположения карточек.

Примерный набор заданий для решения задач с творческого характера.

Дополни к условию задачи свои условия, согласно схеме.

Измени вопрос задачи.

Реши другим способом

Составь задачу по данному решению.

Например:

(80+4)- 34= 50

3. На этапе изучения нового материала.

К таким играм можно отнести игры на сравнение на развитие умений сравнивать и выделять свойства предметов( форма, цвет, размер).

а. Сравни группу предметов и выдели, что является лишним, по каким параметрам ты это сделал.

б. Сравни свойства предметов.

Какая геометрическая фигура лишняя и почему?

Не считая предметов, скажи, где их больше, где меньше.

в.Выдели из геометрических фигур, где больше площадь на глаз и докажи.

 

4. Сравни выражения, не вычисляя их значений, где будет самое большое произведение и почему?.

х 46 83 х 42 83 х 49 83 х 47

. Найди закономерность и продолжи числовой ряд.

, 4, 6……

, 6, 9……

,2,4,5…..

5. Сравни. Чем они похожи? Чем отличаются?

+ 6 6 + 8

+ 2 + 4 4+ 8 + 2

6. На этапе закрепления первичных знаний.

К таким дидактическим играм относятся игры на умения проводить анализ и синтез.

а. Назови сколько единиц, десятков и сотен в числах: 546, 876?

Сколько всего единиц в двух числах, сколько десятков.

б.      Вставь пропущенную цифру

..3 + ...67= 600

В данных заданиях дети, чтобы сделать анализ, составляют план действия, как они последовательно будут выполнять нахождения неизвестного числа, что развивает их регулятивные умения.

в.    Расставь числа в квадратиках таким образом, чтобы сумма любых трех чисел, связанных прямой линией, составляла 42.

 

Прием состязательности.

К ним относятся дидактические игры, которые проводятся между несколькими группами учащихся или индивидуально.

Дидактические игры на развитие умения обобщать и классифицировать.

а. Найди лишнее выражение.

+20; 54+67; 40+ 30;

2. Решите записанные примеры. Подчеркните примеры, в ответе которых получилось 7.

2 + 5

7 - 1

2 + 4

3 + 4

4 + 3

На этапе коррекции знаний.

 

Дидактическая игра на определение закономерностей.

Главная задача дидактических игр - научить ребенка мыслить, рассуждать, выделять закономерности.

Таким образом, дидактические игры можно проводить на каждом этапе урока. Это позволит учителю сделать уроки ярче, создать непринуждённую обстановку на уроке, снимет психологическое напряжение с учеников, будет развивать познавательную активность и интерес к предмету.

Дидактические игры развивают мыслительную деятельность, воображение, логическое мышление и развивает регулятивные навыки.

При составлении технологической карты урока учитель ставит на каждом этапе урока предметные, развивающие задачи. Решить такие задачи помогут дидактические игры. При подборе дидактических игр необходимо учитывать возрастные, индивидуальные особенности класса, тему урока, дидактические задачи игр.

 

Итак

 

В новом стандарте предмет математика входит в основной перечень предметов, изучаемых в начальной школе.

Цели и задачи курса математики в начальной школе должны обеспечить, прежде всего, овладение учащимися математических и геометрических знаний, общеучебных умений и навыков и развивать универсальные умения действий.

Основное направления в начальной школе основных стандартов направлено на развитие познавательной активности учащихся.

Проанализировав педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что познавательная активность и интерес к предмету создадут дидактические игры, проведения уроков в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. В результате структура современного урока будет отличаться от традиционной системы обучения.

При современном построении урока цели и задачи ставятся на развитие личности учащегося, формирование опыта самостоятельной, коммуникативной деятельности через применение знаний и умений.

Основные требования к современному уроку.

Управленческие действия: планирование, организация, руководство, контроль.

точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.

грамотное определение типа урока, его места в теме, видение особенностей каждого урока.

Таким образом, при решении основных задач курсовой работы была раскрыта сущность современного урока математики.

Основное внимание в начальной школе на уроках математики уделяется проведению игровых математических заданий. Так как игра для младших школьников является неотъемленной частью от учебной деятельности. Дети любят играть и играют на уроке с удовольствием.

Каждая дидактическая игра несёт свои учебные задачи, поэтому дидактические игры можно применять на различных этапах урока.

Рассмотрели цели и задачи дидактических игр и приемы и методики их применения на уроке математики в начальной школе.

Рассмотрели отличительные особенности построения технологической карты урока математики с применением дидактических игр и дидактических уроков-игр.

В результате можно сделать выводы, что, применяя дидактические игры, учитель помогает развивать познавательный интерес к предмету, урок становиться более насыщенным и интересным. Дидактические игры помогают закреплять знания учащихся в занимательной форме.

При проведении дидактических игр в начале урока, учитель эффективнее активизирует знания учащихся, создает рабочий настрой на урок. Дидактические игры могут выполнять роль постановки проблемы урока, которую дети решают различными путями. При проведении дидактических игр учитель применяет такие формы работы на уроке: индивидуальные, коллективные. Использует дидактические игры на развития пространственного и логического мышления, развития обобщения, классификации математических знаний счета и геометрических фигур, умения решать задачи. Таким образом, мы доказали гипотезу, что дидактические игры можно проводить на разных этапах урока, но при планировании урока учитель должен учитывать возрастные особенности детей и задачи этапа урока. Таким образом, гипотеза, поставленная в начале нашей работы, что тема урока будет более значимой, если учитель хорошо знает возможности учащихся, роль дидактической игры в обучении детей и способен правильно подобрать дидактические игры на различных этапах урока, подтверждена.

 

Литература

 

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ [Электронный ресурс], режим доступа.://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения по ФГОС. М: Просвещение 2011 [Электронный ресурс],

3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе/ А.Г. Асмолов.- М.: Просвещение, 2012.- 160с.

4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.

5. Богаченко Е.А. Игра как современный метод воспитания / Е.А. Богаченко // Начальная школа. - 2010. - № 6. - С. 16-19.

6. Боровсакая Л.А. Формирование УУД // Начальная школа.-2009. №11 - С.21 - 23

7. Вегнер А.Л. Методика диагностики сформированности компонентов учебной деятельности/ А.Л. Вегнер.- М.: Просвещение, 2006. - 208с.

8. Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников/ Б.А. Вахновецкий.- М.: Вентана- Граф, 2004.-123с.

.Винокурова Н.К. Подумаем вместе /Н.К. Винокуров.- М.: Росткнига, 2002.-143с.

9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 74-75.

10. Герасименко А.А. Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников. // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания.- 2012. - № 11. - С. 59-64.

11. Истомина Н.Б. Активизация уч-ся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя / Н.Б. Истомина.- М., Просвещение ,1985.- 112с.

12. Кухаронок В.Г. Диагностика творческой активности младших школьников. // Начальная школа.- 2008 -№5 С.12-35

13. Козлова Т.А. Методика для учителя 2 класс (1-3)/ Т.А. Козлова.-М.: Баллас, 2006. -196с.

14. Кузнецова О.В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий / О.В. Кузнецова.- Ярославль, 2015.-134с.

15. Лебедева Н.В. Преемственность в учебно - воспитательной работе учителей начальных классов и учителей предметников.// Начальная школа. 2009.- №12- С.12-23.

16. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: книга для учителя /Р.М. Миронова. - Минск: Народная света, 2010.- 176 с.

17. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов.- М.: Педагогика, 2012.- 132с.

18. Погорелова Н.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе изучения природоведения во втором классе / Н.А. Погорелова.- М.: Просвещение, 2006. -163с.

19. Пономарева Н.В. Дидактические игры в обучении младших школьников / Н.В. Пономарева // Начальная школа. - 2009. - № 11. - С. 3-7.

20. Тихомирова Л.Ф Упражнения на каждый день :логика для школьников Л.Ф. Тихомирова.- Ярославль, 2009.- 123с.

21. Саушкина А.В. Дидактическая игра в начальной школе. // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности сборник материалов 5-й Международной научно-практической конференции. 2014. -№2- С. 38-39.

22. Сергушина О.В. Значение дидактических игр на уроках в начальной школе. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. - № 4. - С. 56-57.

23. Селевко Г.К. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Г.К. Селевко. -М.: Педагогика, 2006. - 178с.

24. Терентьева С.Т. Новые образовательные стандарты как инструмент развития образования / С.Т. Терентьева // Вестник образования.- 2013.-№2-С.132

25. Шамова Т.И. Технологическая карта урока. Методическое пособие / Т.И. Шамова. -М.: Академкнига, 2006.- 123 с.

26. Эльконин Д.Б. Об историческом возникновении игры / Д.Б. Эльконин.- М.: Просвещение, 2010.- 128 с.

 

Приложение 1

 

Дидактические игры

Игра «Назови соседей»

Цель: закрепить знания ряда чисел и умения назвать соседей числа.

Ведущий бросает мяч играющему, называя число. Учащийся называет соседей этого числа. Ребенок назвавший с ошибкой выбывает из игры.

 

Игра «Быстро занять места»

Цель: закрепление о порядковом значении числа.

Учащиеся разбегаются по площадке, собирая жетончики с номерами. Учитель произносит команду: «Быстро занять места». Учащиеся занимают места в соответствии цифрам, которые у них на жетонах.

 

Игра «Эхо»

Цель: развитие внимания, закрепление знаний ряда чисел.

Учитель называет число, дети его повторяют и называют последующие по порядку.

 

Игра «Кто ушел?»

Цель: развитие внимания, закрепление знания ряда чисел.

Ученики строятся в круг. Водящий встает в центр круга, запоминает, какие цифры на карточках в руках у детей (только четные; только нечетные; по возрастанию; по убыванию и т.д.) закрывает глаза. Учитель дотрагивается до одного из играющих, стоящих в круге, и он тихо выходит из зала. Учитель спрашивает у водящего: «Отгадай, кто ушел?» (какой цифры не хватает). Если водящий отгадал, то он встает в круг и выбирает другого водящего. Если не отгадал, то снова закрывает глаза, а выходивший из зала занимает своё прежнее место в кругу. Водящий, открыв глаза, должен назвать его.

 

Игра «Кто быстрее?»

На доске примеры. Учащиеся делятся на команды. По знаку первые члены команды решают пример и записывают ответ, затем передает мел следующему игроку. Необходимо учитывать, что примеры закрыты от глаз членов команды. Открывает пример учитель только, когда ученик подходит к доске.

 

Игра «Геометрические фигуры»

Цель: закрепление знания геометрических фигур.

На экране показываются 4-5 геометрических фигур, затем слайд закрывают. Вызванные учащиеся на полотне расставляют такие же фигуры в той же последовательности и называют их.

 

Игра «Удивительный квадрат»

Цель: закрепление счета.

Отгадать сумму чисел в квадрате.

 

4

9

2

3

5

7

8

1

6

 

Учащиеся могут, пользуясь цифрами составить самостоятельно квадрат из чисел. Учитель называет контрольное число, учащиеся составляют варианты чисел в квадратах так, чтобы получилось в рядах цифра 20.

 

Игра «Покатайся на саночках»

Цель: кто быстрее скатиться с горки, считая примеры.

На слайде показываем примеры, например 10 примеров, учащиеся записывают только ответы у себя на листочке, затем листок передают соседу, затем следующему игроку. Выигрывает ряд, который быстро и правильно выполнил задание.

 

Игра «Собери грибы»

Цель: закрепление знаний таблицы умножения и деления.

Учащиеся решают примеры, записанные на грибах. Задание может быть как индивидуальное, так и групповое.

Например.

*6/ 6

*5/ 5

 

Игры-загадки «Звериный зоопарк»

Такие дидактические игры проводятся для снятия психологического напряжения.

Вёз человек козу, волка и капусту. Надо было их перевезти на другой берег реки, на лодке. На лодке больше двоих нельзя перевозить. Как быть, если козу нельзя оставить с капустой, она ее съест, волка оставлять с козой нельзя. Как вы их перевезёте?

 

Игра «Бабушкины качели».

Однажды мартышка захотела покачаться на качелях, а подружки не оказалось дома. Тогда она позвала бабушку. Сели они на качели, но бабушка была в 2 раза тяжелее мартышки. Как им покачаться?

 

Игра «Равенства и неравенства»

+4 8-2

-2 8-5

-1 6+1

© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru