Цели: расширять представление детей о творчестве К.Д. Ушинского, закреплять навыки выразительного чтения.

Оборудование:

Книги К.Д. Ушинского, фотографии, карточки со словами «Родина», «Отечество», «Отчизна», «Родина-мать», «Россия»; грамзапись «С чего начинается Ро­дина?»

 

ХОД УРОКА

 

Слово учителя (с элементами беседы)

Ребята, сегодня мы будем читать стихи и рассказы, которые

относятся к одной теме: «Родина». Как вы думаете, о чем это произведение?

(Мы будем читать о родном доме, о маме, о природе; эти про­изведения будут о Родине и о ее красоте; рассказы будут о городе, о крае...)

Учитель

Все вы, ребята, правы. Давайте прочитаем вместе слова из­вестного писателя К,Г. Паустовского о Родине. Это будет эпи­графом к нашему уроку «Человеку никак нельзя жить без роди­ны, как нельзя жить без сердца».

Как много в этих словах любви и нежности! Родина! Это свя­щенное слово для каждого человека.

Как называется наша Родина? (Россия.)

На доске появляются карточки со словами: Родина, Россия.

Учитель

Прекрасна наша Родина в любое время года, в любом угол­ке. Много на территории нашей Родины высоких гор, широких и узких глубоких ущелий, полноводных рек и быстрых ручьев. Обширные пространства занимают леса, поля, луга. Огромное число городов, различных поселков, сел и деревень насчитыва­ет наша Родина — Россия.

Рассказ иллюстрируется фрагментами прекрасных фотографий России. Учитель

Ребята, скажите, какими другими словами можно назвать нашу Родину? («Наше Отечество; Родина-мать».) На доске появляются карточки с этими словами. Учитель

Все эти слова близки и дороги любому человеку. Что обоз­начают эти слова, мы сегодня узнаем, прочитав отрывок из рас­сказа К.Д. Ушинского «Наше Отечество».

Выразительное чтение учителем отрывка из рассказа «Наше Отечест­во» К.Д. Ушинского.

Беседа

Учитель

Понравился вам рассказ? Какие чувства возникли у вас, ко­гда вы прослушали это произведение. (Гордость, любовь к род­ному краю)

За этим следует повторное чтение рассказа хорошо читающими деть­ми (по выбору учителя), остальные дети следят за текстом.

Учитель

Почему мы зовем Россию Отечеством? (Отечеством мы зо­вем нашу Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды.) Почему мы зовем нашу страну Родиной? (Родиной мы зовем на­шу страну потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном языке и все в ней для нас родное.) Как еще К.Д. Ушинский называет Россию? (Матерью.) Почему? (Матерью мы зовем страну потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами и бережет нас от врагов.) Почему у чело­века только одна родина? (У человека одна родина потому, что и мама у человека тоже одна. Как и мама, Родина — самое до­рогое для человека.)

Учитель

А теперь прочитаем пословицы о Родине.

Родина — мать, умей за нее постоять. Старый друг лучше новых двух. Всякому мила своя сторона. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Какие пословицы подходят к нашей беседе о Родине? По­чему?

Ответы детей. Затем коллективное рассматривание книги К.Д. Ушин­ского «Детям» — эту книгу приносит учитель на урок.

Что написано на обложке? Кто автор этой книги?

Ответы детей.

Учитель

К.Д. Ушинский — детский русский писатель, который очень любил свою Родину, восхищался красотой природы, с интере­сов наблюдал за жизнью животного мира и все это передавал в рассказах, которые писал для детей.

Учитель открывает содержание книги и зачитывает название несколь­ких рассказов.

К каждому рассказу сделаны красочные иллюстрации, выполненные художником Николаем Устиновым. Учитель

Здесь есть рассказ, который мы сегодня читали в хрестома­тии. Давайте найдем его в этой книге.

Дети находят название этого рассказа, читают его и рассматривают ил­люстрации.

Выводы

Вы узнали много нового, многому научились. Самое главное: надо беречь, любить свою родину и гордиться ею. И она вновь расцветет и будет самой лучшей. Давайте споем нашему горо­ду, всей нашей стране песню «С чего начинается Родина?»

Эту песню дети учат на уроке музыки.

Домашнее задание

1. Собрать в уголке чтения книги о нашем Отечестве.

2. Нарисовать для выставки рисунки на тему: «Родное мо­ему сердцу».

3. Подготовить к конкурсу стихотворения о родине, о своем крае, о природе.

Итоги урока

 

© 2022 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru