Цели: познакомить учащихся с рассказами о дрессиро­ванных животных и людях, которые их дрессируют, закреплять умение выразительно читать и переска­зывать текст, учить обдумывать прочитанное, воспи­тывать в детях любовь к животным.

Оборудование: Выставка книг, рисунки детей.

 

ХОД УРОКА

 

Слово учителя (с элементами беседы)

Что на нашей книжной выставке сразу обращает на себя вни­мание? (У всех авторов книг одинаковая фамилия, так как Дуровы — семья цирковых артистов и дрессировщиков живот­ных.) Что вы узнали об авторах этих книг? Выступает заранее подготовленный ученик.

В Москве много театров. Но самый диковинный — театр зве­рей, который создал Владимир Леонидович Дуров. С самых ран­них лет, когда Володя Дуров был еще мальчиком, его тянуло к зверям и птицам. Он тогда уже мечтал о цирке.

Когда Володя немного подрос, он убежал из дома и поступил в балаган к известному в те годы циркачу Ринальдо.

И вот юноша Дуров начал работать в цирке. Он там завел коз­ла Василия Васильевича, гуся Сократа, собаку Бишку. Он их дрессировал, т. е. учил проделывать разные номера на арене.

Обычно дрессировщики применяли болевой способ: они пал­кой и побоями старались добиться от животного послушания.

А Владимир Дуров отказался от такого способа дрессировки. Он первый в истории цирка стал применять новый способ — способ дрессировки не побоями и палкой, а лаской, хорошим обращени­ем, лакомством, поощрениями. Он любил зверей, и звери привя­зывались к нему и слушались его.

Скоро публика полюбила молодого дрессировщика. Цирк всегда был полон, когда выступал Дуров со своей звериной труп­пой.

Особенно Дурова полюбили дети.

В.Л. Дуров исколесил всю Россию, выступал в различных цирках и балаганах.

Постепенно Дуров приобретал все новых и новых животных. Звериная школа разрасталась. В.Л. Дуров мечтал о театре, не­бывалом и фантастическим — театре зверей.

Много лет прошло, пока Владимиру Леонидовичу удалось осуществить свою мечту. Он приобрел большой, красивый особ­няк на одной из самых старых и тихих улиц Москвы. В этом особняке он разместил своих четвероногих артистов и назвал этот дом «Уголок Дурова».

Учитель

Ребята, вы сейчас услышали интересный рассказ о В.Л. Ду­рове, о том, как он основал театр зверей. После смерти Владими­ра Леонидовича в «Уголке» работали дочь и сын дрессировщика, а позже и внучка. Они не отступали в своей работе от главного метода дрессировки. А каким был дуровский метод дресси­ровки?

(Без малейших болевых воздействий, только ласка, добро­та, и кропотливый труд.)

Владимир Леонидович написал книгу «Мои звери», в кото­рой описал много интересных случаев из своей цирковой жиз­ни. Многие ребята читали рассказы из этой книги дома и нари­совали рисунки.

В рассказах вам встретились новые слова. Объясните, что они обозначают. (Дрессировать — приучать животных к выпол­нению каких-нибудь действий, выработать нужные человеку навыки. Жабо — пышная отделка у воротника из кружев или легкой ткани. Зверинец — место, где в клетках содержат зве­рей для показа. Арена — большая круглая площадка цирка, на которой даются представления. Бич — длинная плеть, кнут. Загон — загороженное место для животных.)

В рассказах В. Л. Дурова много забавных, смешных, веселых случаев. Какой номер, подготовленный и описанный дрессиров­щиком, показался вам самым забавным? Прочитайте эти эпи­зоды. (Дети к забавным случаям относят полет Чушки — на воздушном шаре ( «Хрюшка — парашютист» ), поездку Дурова на Чушке по улицам города («Чушка-Финтифлюшка»), танец журавлей на болоте («Журавли-танцоры»), прошение, по­данное Запятайкой губернатору («Каштанка, Бишка и Запя-тайка»).)

Какие смешные случаи удалось наблюдать дрессировщикам, работая с животными?

(Бэби проглотил корзинку («Слон Бэби»), Катушка высту­пила в роли болгарского князя Фердинанда («Ежи Рукавица и Катушка»))

О каких печальных, тяжелых, даже трагических случаях из жизни животных рассказывается в этих книгах? Прочитайте эти эпизоды.

(К печальным и трагическим случаям дети относят казнь Жучки («Наша Жучка»), гибель барсуков Борьки и Сурки («Борька и Сурка»), убийство слона Самсона, нападение Мишки на дрессировщика, спровоцированное гадким человеком («У Топтыгина в лапах»).)

Учитель читает эпизоды рассказов и задает вопросы по ходу чтения.

За что хотели мальчики убить Жучку? Виновата ли была в этом собака? Почему мальчик почувствовал жалость и любовь к собаке? После какого случая мальчик полюбил животных? А кто был этот мальчик? Вспомните случаи, когда ради своих животных Дуров рисковал жизнью, здоровьем?

Дети вспоминают рассказ «У Топтыгина в лапах».

Почему медведь напал на дрессировщика? Как Дурову уда­лось увести медведя с арены? Какие номера подготовил Дуров благодаря своей наблюдательности?

Ответы детей.

Посмотрите на рисунки, которые вы приготовили к уроку. К каким рассказам они относятся?

Итоги урока

Учитель

Каким вы представляете себе настоящего дрессировщика жи­вотных, прочитав книги? Какие качества должен воспитывать в себе дрессировщик?

Ответы детей.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru