Цели: совершенствование навыка правильного осознанного чтения; закрепление навыка подробного пересказа текста, чтения по ролям; обучение делению текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного; развитие умения чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к нему и к описываемым событиям; воспитание умения сопереживать.
Оборудование: рисунки детей, микрофон, игрушка Чебурашка, иллюстрации тропического леса, гиппопотама, толковый словарь, магнитофон, кассеты с записями сказки (предисловие от Э. Успенского) и "Песенки Чебурашки", оснащение центров.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
1. 1. Организационный момент
2. 2. Проверка домашнего задания.
О каком необычном медвежонке мы читали? (О Винни-Пухе)
Какие его песенки вы выучили? Прочитайте.
Кто автор этих песенок? (Борис Заходер)
Какие еще песенки сочинял Винни-Пух? (Шумелки, свистелки, пыхтелки, кричалки, ворчалки)
Покажите портреты Винни-Пуха, которые вы нарисовали вчера. (Дети показывают свои рисунки)
Опишите одним словом характер Винни-Пуха.(Метод интервьюирования. Микрофон передается по кругу)
3. 3. Подготовка к восприятию.
А сегодня мы вспомним еще об одном необычном герое, о котором написал сказку Эдуард Николаевич Успенский. Послушайте, как сам автор рассказывает о том, как у него возникла идея написать эту сказку. (Включается аудиозапись, показывается игрушка Чебурашки.)
4. 4. Словарная работа.
Но сначала разберем трудные слова, которые встретятся в сказке.
Какой словарь надо открыть, чтобы узнать значение слов? (толковый словарь)
Как им пользоваться? (Найти значение слова по первой букве. Слова в словаре располагаются в алфавитном порядке.)
Прочитаем слова, выписанные на доске и найдем их значение. (Используется толковый словарь.)
Тропический лес - влажный лес в наиболее жарких местах земного шара. (Показ иллюстрации)
Гиппопотам – он же бегемот. Его название происходит от слияния двух греческих слов: "иппос" - лошадь и "потамос" - река, то есть речная лошадь. (Показ иллюстрации)
Каюта – небольшая отдельная комната на судне.
Чебурахнуться – упасть или удариться с шумом.
5 5. Первичное восприятие.
Чтение детьми (5 человек) Почему же Чебурашку так назвали? (Он постоянно падал, "чебурахался")
6. 6. Деление текста на части, составление плана.
Какими словами заканчивается I часть?
О чем в ней говорится? (О том, как жилось Чебурашке в тропическом лесу.)
Как ее озаглавим? (Жил в тропическом лесу.)
Аналогичная работа проводится по II и III частям. В итоге составляется примерный план отрывка из сказки:
План.
1. Жил в тропическом лесу.
2. Найден в магазине.
3. Остался работать в магазине.
7. Подготовка к работе в центрах активности.
А теперь мы продолжим работу в центрах активности. Их столько, сколько частей в сказке:
1) В первом центре нужно перечитать I часть, найти и выписать из нее названия животных, придумать для них клички.
Какое правило нужно помнить при написании кличек животных?
2) Во втором центре нужно будет пересказать II часть в "парке встреч".
3) В третьем центре нужно перечитать III часть по ролям ( за автора, за Чебурашку, за директора).
Двое будут работать в паре. Им нужно составить объявление для передачи "Всякая всячина" о находке Чебурашки и письмо от класса Чебурашке.
8. 7. Переход в центры активности.
Рассчитаемся на 1, 2, 3. Перейдем в свои центры, исполняя песню о Чебурашке (Включается магнитофонная запись песни "Я был когда-то странной игрушкой безымянной…")
9. Работа в центрах активности.
Задания для работы в центрах:
1) Перечитай первую часть. Нарисуй, как Чебурашка гулял около фруктового сада.
Перечитай первую часть. Нарисуй, как Чебурашка уснул на ящике с апельсинами.
Перечитай первую часть. Выпиши в столбик названия животных. Придумай к ним клички, запиши их.
Кто из них не живет в тропическом лесу?
2) Перечитай вторую часть и перескажи ее. Закрась столько фигур Чебурашки, сколько раз ты пересказал текст.
3) Прочитай третью часть по ролям. Закрась столько ручек, сколько раз ты читал за автора; столько фигурок Чебурашки, сколько раз прочитал слова этого героя; столько фигур человека, сколько раз прочитал слова директора. Автор Чебурашка Директор
4) Составь и напиши объявление для телепередачи "Всякая всячина" о находке Чебурашки.
Найден ________________ по кличке _____________________. Он очень
любит _____________________. У него __________________ глаза,
____________________ нос. Отличают его __________________ уши.
Рост у зверька ______________________ , вес __________________.
По характеру ___________________ и _____________________.
Временно живет в ____________________ . Очень хочет найти
_______________.
4) Составь и напиши письмо Чебурашке от нашего класса. Начни его так:
Дорогой ________________________ !
Нам бы очень хотелось с тобой дружить.
Затем напиши о нашем классе. Для этого ответь на вопросы:
В каком классе мы учимся?
Какой у нас коллектив?
Как учатся наши ребята?
Что мы любим делать в свободное время?
Какие интересные дела происходят в нашем классе?
Закончи письмо так:
Мы думаем, что тебе будет уютно у нас. Ждем тебя в гости, До встречи!
Ученики 2 "В" класса.
10. Подведение итогов работы в центрах.
Переход на ковер под песню о Чебурашке. (Магнитофонная запись) Отчет о проделанной работе по центрам.
Названия каких животных выписали? Какие им дали клички? Показ рисунков к I части. Пересказ 1 учеником II части.
Сколько раз сумели ее пересказать? Чтение по ролям отрывка из III части. Чтение объявления и письма.
11. Домашнее задание.
Перечитать весь отрывок и пересказать одну из частей (по желанию) от лица Чебурашки.
12. Отслеживание мотивации учащихся на уроке.
Ребята, отметьте свое отношение к уроку в таблице. Наклейте стикерс в одну из колонок.
Хочу продолжить работу.
Работал, потому что надо
Урок окончен. Спасибо за работу.