Цели: систематизировать знания детей о познавательных рассказах, работать над выразительным чтением про­изведений, прививать любовь к природе и животным.

Оборудование: Книги Е.И. Чарушина.

 

ХОД УРОКА

 

Слово учителя (с элементами беседы).

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством пи­сателя Е.И. Чарушина. Знаком ли вам этот писатель? Какие книги Чарушина вы уже читали? О ком пишет автор в своих рассказах?

Ответы детей.

Учитель

Евгений Иванович Чарушин был писателем, в рассказах ко­торого «чувствуется такой напряженный слух и такой присталь­ный взгляд художника» (С.Я. Маршак).

Еще в детстве Чарушин полюбил природу, наблюдал за жи­вотными, пытался их рисовать, писал стихи. Свои рассказы он печатал в журналах, а в 1931 г. вышла первая книга Е.И. Чару­шина «Волчишко» и другие рассказы.

В дальнейшем Чарушин совмещал обе профессии — писателя и художника. Ему принадлежат превосходные рисунки к кни­гам В. Бианки, М. Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка, К. Ушинского, С. Маршака, Г. Снегирева.

Желание передать маленькому читателю красоту окружающе­го мира роднит Чарушина с М, Пришвиным, неустанно пропове­довавшим идею единения человека и природы, необходимость «родственного внимания» человека к окружающему миру.

«Все мои рассказы, — говорил Чарушин, — так или иначе связаны с моим детством и юношескими годами. И пишу я о живых существах и об охоте. Больше всего я люблю изобра­жать молодых животных, трогательных в своей беспомощно­сти и интересных потому, что в них угадывается зверь».

Чарушину необычайно удавались портреты маленьких, ми­лых, наивных, озорных зверят.

Рядом с малышами в произведениях Чарушина часто появ­ляются взрослые. Одна из книг так и называется «Большие и маленькие».

Чтение учащимися отдельных рассказов о животных. 1) «Утка с утя­тами». 2) «Дятлы с птенцами». 3) «Зайчата». 4) «Белка с бельчатами». 5) «Олениха с олененком». 6) «Лиса с лисятами». 7) «Рысь с рысенком». 8) «Медведица и медвежата». 9) «Бобры и бобрята».

Беседа

Учитель

О каких животных рассказывается в книге Е. Чарушина? Как называют мамы своих деток? Чему учат мамы своих малышей?

Как звери еду добывают? От каких врагов мамы предостерегают своих детей? Ответы детей.

Чтение учителем вслух заключительной части из книги Е.И. Чаруши­на «Большие и маленькие».

«Посмотрел картинки? Прочел эту книгу? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать?

Ты человек — хозяин своей природы. Тебе все знать нужно. Расти поскорее — учись лучше!

Когда вырастешь, много поработаешь. Леса и дубравы наса­дишь, в них птиц и зверей разведешь таких, каких тебе надо».

Почему людям интересно читать такие рассказы? Зачем нам нужно знать о жизни животных? Легко ли живется лесным зве­рям? Кто им помогает вырасти и всему выучиться? А что мо­жет случиться, если малыши не будут слушаться старших?

Ответы детей.

Итоги урока

Учитель

Давайте повторим, о ком пишет Е. Чарушин в своих расска­зах. Чему учат его рассказы? Почему мы должны защищать жи­вотных и оберегать природу?

Ответы детей.

Домашнее задание

Читать и пересказывать рассказы Е.И. Чарушина из книги «Большие и маленькие»

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru