Цели: поддерживать и развивать у детей интерес к твор­честву Б.С, Житкова, воспитывать языковое чутье, прививать любовь к животным, воспитывать доброту и отзывчивость.

Оборудование:

Портрет Б.С. Житкова, книжная выставка.

 

ХОД УРОКА

 

Слово учителя

Родился Борис Степанович Житков в 1882 г. в Новгороде. «Бо­рис Житков» — это целая библиотека, разнообразная и богатая. На ее полках найдет себе книгу по душе и тот, кто мечтает, когда вырастет, стать инженером, и тот, то интересуется историей, и тот, кого влекут к себе путешествия и дальние страны.

Закончив институт, Житков работает морским инженером. В 1923 г. в Петрограде он встречает своего школьного товари­ща К. И. Чуковского, который предложил Б. Житкову написать книжку для детей.

Через 3—4 дня Житков принес ему рассказ «Шквал». «Редак­торскому карандашу здесь решительно нечего было делать», — вспоминал Корней Иванович. Перед ним была работа опытного писателя, хотя и не напечатавшего еще ни одной строчки. Про Житкова можно сказать его же словами: «Жизнь в литературе началась не постепенно, а как-то сразу. Точно занавес в театре под­няли...».

Посмотрите на нашу книжную выставку. Вы видите книги Бориса Житкова. Многие из вас читали его рассказы.

О каких животных писал Б. Житков? («Про слона», «Ман­густа», «Беспризорная кошка», «Про обезьяну» и т. д.) Какие рассказы написал он, например, про слона? («Как слон спас хозяина от тигра», «Про слона», «Слоны», «Как слон купал­ся», «Какие слоны умные».) В каких рассказах идет речь об обезьянах? О тиграх? О змеях? и т. д. («Про обезьяну», «Мангу­ста», «Пеликан», «Орел».)

Дети пересказывают прочитанные рассказы, читают отрывки, от­вечают на вопросы.

Учитель

Какой из прочитанных рассказов Житкова о животных вам показался самым веселым? Почему? А какой рассказ вам по­казался самым грустным? За судьбу какого героя из рассказов Б.С. Житкова вы больше всего волновались? В связи с чем? Кто из героев вам показался самым неприятным? За что вы их осуж­даете? Какой рассказ вы считаете самым интересным?

Ответы детей.

Чтение заранее подготовленным учеником рассказа «Про слона».

Беседа

Учитель

О чем думал и мечтал Б. Житков, когда плыл на пароходе? (Как попадет в Индию, а самое главное — ему хотелось уви­деть слонов.) Что происходило на палубе утром? (Б. Житков увидел в иллюминаторе (окне) город, и очень ему хотелось по­пасть туда.) Как произошла встреча со слоном? (Житков рас­сматривал слона, а слон остановился и смотрел на него.) Как слон сажал ребят на себя? (Зачитываются строки из произве­дения.) Боится ли слон тигра? Как он может поступить при встрече с тигром? (Слон не боится тигра. «Он схватит хоботищем поперек живота, сдавит, швырнет выше дерева и, если на клыки не подцепит, все равно будет ногами топтать, по­ка в лепешку не растопчет».) Как слон играл с ребятами?

Выборочное чтение.

Как работали слоны-носильщики? (Их было восемь слонов-носильщиков и каждому приходилось пихать бревно носом.) Что интересного вы узнали из этого рассказа? (Что слоны не боят­ся тигров. Слоны выполняют непосильную работу для челове­ка. Слоны любят детей и умеют с ними играть.) Каким пока­зался вам рассказ? (Интересным, но и грустным. Жалко очень слонов во время наблюдения за ними, когда они работают.)

Итоги урока

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru