Цели: обобщить знания учащихся о прочитанных сказках, прививать им любовь к сказкам и их героям, учить пользоваться дополнительной литературой, разви­вать творческую активность.

Оборудование:

Выставка книг-сказок, аудиозаписи.

 

ХОД УРОКА

 

Слово учителя (с элементами беседы)

В начале урока звучит песня «Маленькая страна». После этого учитель начинает беседу.

Ребята, вы любите сказки? (Да.)

Вы знаете уже много сказок. Сегодня у нас необычный урок, урок-викторина «Мы любим сказки».

Мы вспомним все сказки, которые вы читали и полюбили. Назовите ваши любимые сказки и их героев. (Дети называют сказки, автора, героев.)

Чем отличается сказка от других произведений? (В сказках могут говорить звери и растения, с ними происходят не­обычные приключения.) Кто пишет сказки? (Сказки пишут ав­торы, составляет народ.) Как называются сказки, которые сочинил народ? (Эти сказки называются народные.) А как называются сказки, которые написали писатели? (Эти сказки называются авторские, литературные.) Каких писателей-ска­зочников вы можете назвать? (Пушкин. Чуковский, Андерсен, Перро и т. д.) О чем мечтал народ в сказках? (Народ мечтал о свободной и счастливой жизни.) Что побеждает в сказках, доб­ро или зло? (В сказках побеждает добро.) На какие группы делятся все сказки? (Они делятся на сказки волшебные, бы­товые и о животных.) О чем говорится в бытовых сказках? (В бытовых сказках говорится о бедных и богатых. В них вы­смеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, сме­калка простых людей.) Чем отличаются волшебные сказки от других сказок? (В них рассказывается о подвигах и при­ключениях героев. В них разговаривают волшебные предметы и т. д.) А какие сказки о животных вы знаете? (Дети перечис­ляют сказки.)

Прочитайте названия русских народных сказок. («Сестри­ца Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Морозко», «Гуси-лебеди», «Бычок — черный бочок, белые копытца», «Петушок — золотой гребешок и чудо меленка».) Какой зачин можно подобрать к сказке по ее названию? Какими словами начинается каждая из этих сказок?

Дети по цепочке читают зачин и называют сказку.

«Жили-были мужик да баба. У них дочка да сынок ма­ленькие»

«Жили-были старик со старухой. У старика была своя дочка, у старухи своя...»

«Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь — и ко­рова, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились да горевали...»

«Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленуш­ка, да сынок Иванушка...»

«Жили-были старик со старухой. Ели они как-то раз горох и уронили горошину на пол. Покатилась горошина по полу и скатилась в подпол...»

«Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, что и своего брата не стыдятся...»

«Жили-были муж да жена и была у них дочка — Нюрочка-девчурочка...»

Учитель

Мы многое узнали о сказках, но тем не менее каждый из вас любит смотреть и слушать даже знакомые сказки. И сейчас мы проведем викторину.

Посмотрите на эти рисунки. Из каких они сказок? Кто ими пользовался?

На рисунках — сапожки из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах», монета из сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Дети называют сказки и героев.

Учитель

Вспомните сказки, где яблонька помогает герою, имеет вол­шебные плоды, оберегает кого-то. Назовите не менее четырех сказок. В какой сказке гуси-лебеди унесли мальчика из дома. Как звали мальчика? (Это сказка «Гуси-лебеди», а мальчика зовут Ванечка.) Печка. В русских народных сказках она по­мощница, средство передвижения, волшебница. Назовите сказ­ки, в которых рассказывается о таких печках. (Это сказки «Гуси-лебеди», «По щучьему велению» и т. д.) Хитрая обман­щица — так чаще всего называют лисицу в русских сказках. А в какой сказке она обманула деда и волка? Как это произошло, расскажи? (Это сказка «Лисичка-сестричка и волк». Дети рассказывают сказку.) Что приговаривал волк, когда опустил хвост в прорубь? А какие слова произносила при этом лисица? Какую песню пела обманщица, сидя на волке? (Песенка лисы.)

А теперь поиграем в викторину «Угадай героя».

Выходит заранее подготовленный ученик в костюме Незнайки.

Незнайка

— Я очень способный. Больше всего люблю небылицы. Гово­рят, я все делаю выворот-нашиворот, ой! То есть шиворот-на­выворот!

Учитель

Кто же это, дети? Из какой он сказки? (Это Незнайка из сказки «Приключения Незнайки».) Почему он так поступает? (Потому что он многое не знает.)

Выходит Буратино.

Буратино

А про меня, ребята, читали? Я знаменитый деревянный чело­век из полена. У меня в кармане золотой ключик от всяких ска­зок. Вместе со всеми я победил Карабаса-Барабаса. Кто попал в беду, тот умеет ценить дружбу. (Это Буратино, герой сказки «Золотой ключик».)

Выходит Чиполлино.

Чиполлино

«Я веселый Чиполлино, В

ырос я в Италии.

Там, где зреют апельсины.

И лимоны и маслины».

А против кого я боролся в моей сказке и победил? Как на­зывается моя сказка? Кто ее автор? (Сказка Джанни Родари «Приключения Чиполлино», а боролся Чиполлино с богачами — синьором Помидором, графинями Вишенками и др.)

Викторина

Учитель читает фрагменты сказок, дети называют сказки.

«Очень хотел, чтобы мне подарили собаку — настоящего дру­га, но мама была против, и все-таки друг у меня появился, самый лучший в мире друг, лучший в мире поедатель сладких пирогов и варенья». («Малыш и Карлсон, который живет на крыше».)

«Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Но однажды мне в глаза попал осколок зеркала эльфов, и я стал видеть все злым». («Снежная королева».)

«Это и точно был тюльпан, только в самой чашечке, на зеле­ном стульчике сидела девочка, совсем крошечная». («Дюймо­вочка».)

После хоровода сказок — прослушивание грамзаписи фрагментов сказок.

Учитель

Назовите сказку и героя этой сказки, расскажите, чем она закончилась?

«Маша и медведь», «Василиса Прекрасная», «Волк и семеро козлят».

Дети слушают отрывки из сказок, называют сказку, героя и рассказы­вают концовку сказки.

Загадки

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему ни приходил.

Догадались? Это — Гена.

Это Гена ... (Крокодил)

Звучит «Песня Крокодила Гены».

Он и весел и не злобен,

С ним хозяин мальчик Робин,

И приятель-Пятачок.

Для него прогулка — праздник,

И на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник

Медвежонок ... (Винни-Пух).

Звучит «Песня Винни-Пуха».

Учитель

В заключение праздника мы с вами посмотрим нашу выставку книг-сказок. Некоторые вы читали, некоторые нужно прочесть. Посмотрите на эти книги, дети, какие они красочные, как краси­во оформлены, здесь потрудились художники, которые нарисо­вали чудесные иллюстрации к сказкам, и издатели, чтобы доста­вить вам, читателям, радость. Поэтому берегите книги и помните правила обращения с книгой:

Книгу брать для чтения чистыми руками. Не загибать уголки страниц книги. Переворачивать страницы за верхний уголок.

Книга поможет интересно и содержательно провести время досуга тем, кто хочет узнать историю своего народа, познако­миться с его бытом, характером людей и обычаями — все это есть в русских народных сказках и сказках народов мира.

Учитель

Давайте вспомним, чем мы занимались на уроке? Что вам понравилось?

Поощрение активных детей. Подарки.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru