Цели: расширять представление детей о сказке, форми­ровать образность речи, учить рассказывать о про­читанном.

Оборудование: книжная выставка.

 

ХОД УРОКА

 

Слово учителя (с элементами беседы)

Давайте рассмотрим книжную выставку. Какие книги вы здесь видите? Что вы заметили в этих книгах? Они все разные по своему содержанию. Но приглядитесь повнимательнее: у них есть что-то общее.

Ответы детей.

Учитель

Молодцы, конечно же, это книги, в заглавии которых скрыт вопрос. Вот одну из таких сказок вы сейчас и будете читать и рассматривать — юкагирскую народную сказку.

Самостоятельное чтение — рассматривание учащимися книги «Отчего у медведя нос черный».

Беседа

Учитель

Какую книгу вы читали? Каково ее название? Что нарисова­но на обложке этой книги? Какие еще надписи выделяются на первой странице обложки? Чьи это сказки? Сколько сказок в этом сборнике? Какие в них ставятся вопросы? Какую сказку вы прочитали? Так почему же у медведя нос черный? О чем вы еще узнали из этой сказки? Вы видели на иллюстрациях в кни­ге необычные жилища, предметы быта оленьи упряжки. Скажите, где же происходит действие в сказке. (На Дальнем Севере.)

Люди живут там в чумах, имеющих вид шатра. В этом суро­вом краю для сохранения тепла они покрывают чумы зимой шкурами, а летом корой и войлоком. Селятся они в так назы­ваемых стойбищах, а передвигаются на оленях или собаках, впряженных в сани.

С давних времен люди вглядывались в окружающий мир, они замечали все любопытное, необычное и старались это объяс­нить. Только благодаря своей любознательности, наблюдатель­ности человек стал умным и сильным. Так, у разных народов родились сказки, названия которых начинаются со слов: «Кто», «где», «как», «откуда», «отчего», «почему».

Сейчас мы проведем небольшую викторину: «Сказки Редьярда Киплинга». Задание такое: вставь слово, пропущенное в названии сказок:

Отчего у горб? (верблюда)

Откуда у ... такая шкура? (носорога) Как ... стал пятнистым? (леопард) Откуда взялись ... ? (броненосцы) Как было ... первое письмо? (написано) Как был придуман ...? (алфавит) Почему у ... нос длинный? (слоненка).

Учитель

Не у всех народов есть сказки, в которых вопросы скрыты внутри, в самом тексте. Таких сказок особенно много у народов Востока. Вот сегодня я вас и познакомлю с одной китайской на­родной сказкой и алжирской народной сказкой.

Учитель читает китайскую народную сказку «Ребенок и мудрец».

Учитель

А сейчас из Китая мы отправимся с вами в путь. Я сегодня на урок принесла волшебный глобус. Вот он-то и поможет нам с вами попасть в страну, где мы услышим еще одну сказку. Итак, берем глобус, крутим, говорим волшебные слова: «Покручусь! Поверчусь! Где окажусь?» Ну и жара! Скорее в тень! Мы в Ал­жире! Итак, слушаем сказку, а называется она «Мудрость».

Учитель читает сказку.

Учитель

Вы сейчас прослушали две сказки о мудреце и мудрости. Ска­жите, кто же в обеих сказках больше всего удивил вас своим умом, умением рассуждать?

Ответы детей.

Домашнее задание

Изготовить поделку или нарисовать иллюстрации к любой сказке, в которой есть вопрос.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru