Цели: уточнить представление детей о стихотворном и прозаическом рассказе, учить сравнивать произве­дения, воспитывать смелость.

Оборудование:

Выставка книг, иллюстрации к произведениям.

 

ХОД УРОКА

 

Слово учителя (с элементами беседы)

Обратите внимание на книги, выставленные на доске. Вни­мательно рассмотрите их, прочитайте названия и определите тему урока. Книга какого писателя вас привлекла? (С. Маршак «Книга "Рассказ о неизвестном герое"».)

Что вы знаете о творчестве этого замечательного писателя? (Рассказы детей о С. Маршаке.)

Чтение «Рассказа о неизвестном герое» учителем.

Учитель

Понравилось ли вам это произведение? Чем? Что привлекло вас в нем? Давайте вспомним, что нам известно о герое? А что­бы легче было вспомнить, взгляните на эту иллюстрацию. Что здесь происходит? Кто его ищет? А сам-то парень нарисован здесь? Почему вы так думаете? Как выглядел неизвестный ге­рой? Каким вы его представляете? Послушайте еще раз, как ска­зано про парня у Маршака.

Чтение отрывка.

Учитель

Вспомните, с чего началось? Что чувствовал парень, когда ехал в трамвае? И вдруг все изменилось: парень что-то увидел... Что же он увидел? Что сделал парень? Какие чувства испыты­ваем мы, когда читаем или слушаем этот отрывок? Посмотрите на доску: там вы видите слова, которые вам помогут ответить: Жалко, страшно, радостно, тревожно. Чем же закончилось это происшествие? Как выглядел герой, когда он вышел из ворот горевшего дома? Как он себя вел? Заметили ли вы, что «Рас­сказ о неизвестном герое» Маршак заканчивает точно теми же словами, что и начинает?

Чтение начальных и заключительных строк. Учащиеся рассматрива­ют иллюстрации.

Учитель

Какими словами можно охарактеризовать этого парня? (Сме­лый, храбрый, отважный, бесстрашный, мужественный, доб­лестный.) Как вы понимаете смысл слов «герой», «героизм»?

Ответы детей.

Самостоятельное чтение детьми рассказа Л. Пантелеева «Трус».

Беседа

Учитель

Какую книгу вы рассматривали и читали? Где происходит действие? Что случилось с мальчиком? Кто же в рассказе на­зван трусом? Почему писатель называет мальчика таким обид­ным словом, позорным словом? Когда мальчику было особенно трудно? А парню — неизвестному герою — было ли страшно?

Ответы детей.

Учитель

Выберите из этих пословиц ту, которая лучше других пере­дает смысл прочитанного рассказа:

«Трудности существуют для того, чтобы преодолевать их».

«Кто дрожит, тот и бежит».

«Иди вперед, лучше страх не берет».

«Слава греет — позор жжет».

Выводы

Учитель

Испугаться может всякий, испугаться не стыдно, позорно струсить. Один порок влечет за собой и другой: так трусость не­редко соседствует с жадностью. Оценивай, взвешивай свои воз­можности, не берись за то, чего не осилишь; ну а если начал дело и испугался, побори страх, найди разумный выход из по­ложения, только не будь трусом, не жди, когда за тебя найдут выход другие.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru