Цели: уточнить представление детей о познавательной литературе, учить выборочному и выразительному чтению; прививать детям любовь к природе, учить це­нить все живое.

Оборудование:

Выставка книг М.М. Пришвина, аудиозапись.

 

ХОД УРОКА

                                                                  

Звучит музыка, сопровождаемая тихим пением птиц. Слово учителя (с элементами беседы)

Сегодня мы с вами отправимся в лес. Посмотрите вокруг се­бя, прислушайтесь.Как вы думаете, кого мы там встретим?

 (Ежика, лисичку, послушаем пение птиц, узнаем, как нужно помогать животным и птицам.) Как вы думаете, что нам по­может побывать в лесу? (Автор книг, которые мы видим на вы­ставке.)

Мы будем сегодня читать рассказы М.М. Пришвина, один из них называется «Гаечки».

Перед чтением учитель поясняет, что Гаечка — это маленькая птичка, «сизая, с черными полосками на белых пухленьких щечках». Затем учи­тель читает начало рассказа, а дети продолжают — по очереди.

Учитель

Зачем дана иллюстрация, предшествующая рассказу? Чем она нам помогает? Что случилось с охотником в лесу? За кем он наблюдал? Кто помнит, как выглядели птички? Давайте зачита­ем. Как они себя вели? Что думал о них охотник? Нравится он вам или нет? Почему? Как вы думаете, как надо вести себя в лесу, чтобы увидеть что-то интересное? Прочитайте, как пе­реговаривались гаечки, попавшие в эту переделку.

Дети выборочно читают, отвечают на вопросы полными ответами.

Учитель

Вы не забыли, что мы сегодня в лесу. Давайте на несколько минут представим, что ярко светит солнце, пробилась первая трава, не деревьях молодые листочки. Весна! Поют птицы!

Дети слушают запись с пением птиц.

Прочитаем еще один рассказ М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб».

Рассказ дети читают самостоятельно. После этого учитель задает во­просы.

Учитель

О ком вы узнали из рассказа? Прочитайте, что Пришвин при­нес из леса. Что нового вы узнали из рассказа? Прочитайте, как деревья лечатся смолой.

Присутствует ли в этом рассказе элемент сказки? Прочитай­те этот эпизод. Почему Зиночка полюбила хлеб? Чему учит нас этот рассказ?

Чьи рассказы мы сегодня читали? Что их объединяет? Чему они учат?

Ответы детей.

Учитель

Рассказы Пришвина объединяет любовь к животным, к при­роде. Они носят познавательный характер. Они учат любить и ценить все живое на земле.

Выводы

Ученик читает отрывок из рассказа М.М. Пришвина «Моя Родина»: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и по­казывать.

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водо­емы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru