Цели: углублять знания учащихся о литературной сказке, приобщить их к самостоятельному чтению, учить составлять вопросы, развивать творческие способности, воспитывать доброту, честность.
Оборудование:
Портреты A.C. Пушкина, П.П. Ершова, выставка книг, грамзапись «Полет шмеля» H.A. Римского-Корсакова.
ХОД УРОКА
Слово учителя (с элементами беседы)
Сегодня мы начнем увлекательное путешествие по дорогам сказки, услышим ваши выступления по прочитанным сказкам. Хочется, чтобы сказки помогли вам стать добрыми и правдивыми, научили творить счастье для себя и для других.
Заранее подготовленные ученики читают отрывки из сказок Пушкина, класс отгадывает, из какой сказки фрагмент.
Первый ученик:
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый,
Все ходит по цепи кругом.
(Это самая большая сказка А.С. Пушкина, она называется «Руслан и Людмила».)
Второй ученик:
Бедненький бес под кобылку подлез, Понатужился, понапружился, Приподнял кобылу, два шага шагнул, На третьем упал, ножки протянул.
(«Сказка о попе и о работнике его Балде».)
Третий ученик:
Ты волна моя, волна,
Ты гуллива и вольна,
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли.
(Самая светлая, волшебно-счастливая сказка — «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
Четвертый ученик:
Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
(Это лирическая «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Пятый ученик:
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
(Это зловеще-загадочная «Сказка о золотом петушке».)
Учитель
Все ли известные вам сказки Пушкина назвали? (Нет, забыли «Сказку о рыбаке и рыбке».)
Учитель
Кто вспомнит отрывок из этой сказки? Кто-либо из учеников читает отрывок.
Учитель
Какая сказка Пушкина самая поучительная? А самая красивая, волшебная? В какой сказке A.C. Пушкин учит нас прощать даже тех, кто когда-то причинил нам зло?
Ответы детей.
Музыкальная страница. Прослушивание грамзаписи «Полет шмеля» H.A. Римского-Корсакова.
Выступления детей по сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок».
Учитель
А теперь послушаем вторую группу детей. Первый ученик:
Мы выбрали сказку про Ивана, про его приключения.
Второй ученик:
«.. .Как в суседки он попал, Как перо свое проспал,
Третий ученик:
Как хитро поймал жар птицу,
Четвертый ученик:
Как похитил Царь-девицу,
Пятый ученик:
Как он ездил за кольцом,
Шестой ученик:
Как был на небе послом,
Седьмой ученик: Как он в Солнцевом селенье киту выпросил прощение,
Восьмой ученик:
Как, к числу других затей, спас он тридцать кораблей;
Девятый ученик:
Как в котлах он не сварился, как красавцем учинился;
Все ученики (хором)
Словом, наша речь о том, как он сделался царем». Какая это сказка? («Конек-горбунок».) Первый ученик:
Правильно, это сказка «Конек-горбунок». Написал ее Петр Павлович Ершов. Это было в 1833 г. Второй ученик:
Его знал A.C. Пушкин. Пушкину очень нравилась сказка «Конек-горбунок». Третий ученик:
Сейчас мы прочитаем отрывок из сказки «Конек-горбунок». Далее читается фрагмент сказки в лицах по выбору учителя. Четвертый ученик: Ответьте на вопросы:
Как звали царевну, про которую рассказывает Иванушка? (Царь-девица.) В какой сказке Пушкина герой тоже разговаривает с месяцем? (Королевич Елисей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».) Пятый ученик:
А вот три разных издания сказки Ершова «Конек-горбунок», которые мы нашли.
Итоги урока Учитель
Молодцы, дети. Вы хорошо подготовились к уроку-отчету. Я рада, что вы знаете сказки Пушкина и Ершова. Подражая положительным героям этих сказок, вы станете в жизни порядочными людьми, научитесь побеждать зло и творить добро.
Домашнее задание
1. Прочитать сказки А.Н. Толстого.
2. Подготовить занимательные вопросы к сказке «Золотой ключик или Приключения Буратино».