Цели: расширять представление детей о творчестве Е.И. Чарушина — писателя и художника; упражняться в чтении, воспитывать любовь к природе, всему жи­вому, что окружает человека.

Оборудование:

Книги Е.И. Чарушина, кроссворд.

 

ХОД УРОКА

 

Олово учителя (с элементами беседы) Знакомство с выставкой книги.

Учитель

О чем будем сегодня читать книги? (О животных). Кем на­писаны эти книги? (Е. Чарушиным.) Давайте прочтем.

Отгадайте загадки и узнаете, о ком именно будем читать рас­сказы.

На сене лежит,

Сама не ест

И другим не дает.

(Собака.)

Вся мохнатенька,

Четыре лапки,

Сама усатенька,

Два уголька горят

Под шапкой.

(Кошка.)

Все детство Е.И. Чарушина было связано с животными. Его родители любили природу, подбирали и лечили больных собак, кошек, держали дома различные породы домашней птицы. Евгений во всем помогал родителям, наблюдал за жизнью животных и много читал. Он сам ловил птиц, зверюшек, вос­питывал их, лечил, наблюдал за их повадками. Он даже пробо­вал жить их жизнью.

Однажды он решил попробовать то, чем питаются птицы. На­евшись самой невообразимой гадости, юный натуралист тяжело заболел брюшным тифом. А в другой раз он переплыл широ­кую реку Вятку со стадом коров, держась за хвост одной из них. Так он научился плавать. Кроме занятий с животными он очень любил рисовать. И рисовал чаще всего животных и индейцев. Так Е.И. Чарушин стал писателем и художником. Он сам рисо­вал иллюстрации ко многим своим рассказам.

Учитель читает рассказ «Кошка Маруська».

Беседа

Учитель

Веселый это рассказ или грустный? (Грустный, потому что охотник не кормил кошку. Веселый, потому что потом он ее пожалел и стал кормить. Веселый, потому что Маруська прыгнула охотнику на шапку, как на зайца.)

Когда вам было весело? Какой вы представляете себе кош­ку? Что вы о ней можете сказать? А каков ее хозяин Никита Иванович? Что вы о нем думаете?

Самостоятельное чтение и рассматривание детьми книги «Тюпа, Том­ка и сорока». Чтение рассказа «Томка» и др. — на выбор.

Учитель

Какую книжку вы рассматривали? В ней один рассказ или несколько? О чем они? Какой рассказ вы читали? Про кого этот рассказ? Кого выбирал охотник? Почему ему понравился имен­но этот щенок? Что вас развеселило, рассмешило в этом расска­зе? Какие еще рассказы Е. Чарушина вы читали?

Ответы детей.

 

Учитель

Ответим на вопросы:

1. Кто спутал зайца с шапкой?

2. Лесной зверь, ходит неслышно, ступает мягко, ушки с кис­точками.

3. В чем скакали по полю герои рассказа «Лисята»?

4. Зайчата, которые еще не умели сами есть. Как их называют?

5. Кличка щенка, которого взял на воспитание охотник.

Итоги урока

Учитель

Сегодня мы читали рассказы Е.И. Чарушина. Чем похожи эти рассказы? Чем отличаются? Какое произведение вам осо­бенно понравилось? Почему?

Домашнее задание

Перечитать уже знакомые книги о людях и животных.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru