Цели: познакомить учащихся с необычными произведе­ниями В.В. Бианки, учить обращать внимание на структуру книги, воспитывать бережное отношение к природе, желание принимать активное участие в ее защите.

Оборудование: Книги В.В. Бианки.

 

ХОД УРОКА

 

Слово учителя (с элементами беседы)

Сегодня мы познакомимся с очень интересным и необычным произведением В.В. Бианки. Но прежде ответьте на некоторые вопросы:

— Какой сейчас идет по счету месяц года? Как он называет­ся? Сколько дней в этом месяце уже прошло?

Ответы детей.

Да, вы, конечно, правы. Но ответить на эти вопросы можно иначе. Достоверно установлено, что сейчас идет первый месяц года, что называется он «месяцем пробуждения от спячки». Вспомните, сколько бывает месяцев в году. Да, месяцев в году 12, вот только названия месяцев мы будем давать разные. Хо­тите сравнить?

Учащиеся перечисляют названия месяцев обычного календаря, а учитель — параллельно называет месяцы из календаря лесного.

ОБЫЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ: 1-ый месяц года — январь 2-ой месяц года — февраль. 3-ий месяц года — март. 4-ый месяц года — апрель. 5-ый месяц года — май. 6-ой месяц года — июнь. 7-ой месяц года — июль. 8-ой месяц года — август. 9-ый месяц года — сентябрь. 10-ый месяц года — октябрь. 11-ый месяц го­да — ноябрь. 12-ый месяц года — декабрь.

НЕОБЫЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ: 11-ый — месяц лютого голо­да. 12-ый — месяц дотерпи до весны. 1-ый — месяц пробужде­ния от спячки. 2-ой — месяц возвращения перелетных птиц на Родину. 3-ий — месяц песен и плясок. 4-ый — месяц гнезд. 5-ый — месяц птенцов. 6-ой — месяц стай. 7-ой — месяц прощания перелетных птиц с Родиной. 8-ой — месяц полных кладовых. 9-ый — месяц зимних гостей. 10-ый — месяц первых белых троп.

Учитель

Эти сведения почерпнуты из особого лесного календаря. Раз­личия объясняются тем, что обычный год и лесной год начина­ются в разное время. Началом обычного года принято считать 1 января. А вот когда начинается лесной год? И почему он начинается не 1 января, а позже? Обо всем вы узнаете, когда познакомитесь с «Лесной газетой» В. Бианки.

В обыкновенных газетах пишут про людей и про их дела. Но ребятам интересно знать и про то, как живут звери, птицы, насе­комые. В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Там тоже идет работа, бывают и веселые праздники, и несчастные случаи. Там есть свои герои и разбойники. А в городских газетах об этом мало пишут, и поэтому никто не знает всех лесных новостей.

Кто, например слышал, что у нас студеной зимой вылезают из земли бескрылые комарики и бегают босиком по снегу? В ка­кой газете прочтешь про битвы лесных великанов — лосей, про великое переселение перелетных птиц, про забавное путешест­вие болотной курочки пешком через всю Европу?

Обо всех таких происшествиях можно прочесть в «Лесной га­зете». Двенадцать номеров «Лесной газеты» — по номеру на каждый месяц — собрали в одну книжку.

Отдельной книгой «Лесная газета» впервые вышла в 1928 г. С тех пор она переиздавалась 11 раз и каждый раз пополнялась новыми отделами. «Лесная газета» — книга, которая состоит из 12 глав. В каждой главе — природоведческий материал о ка­ком-либо месяце. В рассказ о каждом месяце входят разделы: Телеграммы из леса. Лесные происшествия. Городские новости. Постановления. Охота. Радиоперекличка. Тир. Остроглаз. Объ­явления.

Чтение и рассматривание книги учащимися. Дети объединяются в группы по три-пять человек, каждая группа получает книгу В. Бианки «Лесная газета». Под руководством учителя дети перелистывают, рассмат­ривают книгу, читают и комментируют ее содержание, вступительные ста­тьи и первый номер.

Учитель

Давайте теперь проведем состязание «ТИР», используя ма­териалы «Лесной газеты». Вопросы состязания:

1) С какого дня (по календарю) считается начало весны? (21 марта.)

2) Какой снег быстрее тает — чистый или грязный? (Грязный.)

3) Какие цветы первыми расцветают весной? (Мать-и-ма­чеха.)

4) Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими.)

5) У каких певчих птиц самцы желтые, а самки зеленые? (У клестов.)

6) Летит — молчит, сядет — молчит, как умрет, так и заре­вет. (Снег.)

7) Что было вчера и что будет завтра? (Утро.)

8) Не дерево, а суковато. (Олень.)

Итоги урока Учитель

Ребята, чем вам помог лесной календарь? А лесная газета? Что нового вы сегодня узнали? Ответы детей.

Домашнее задание

Читать книги о космонавтах.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru