Цели: пополнить знания учащихся о детских писателях, развивать творческую активность, воспитывать на­блюдательность, любовь к природе, бережное отно­шение к ней.

Оборудование:

Выставка книг, рисунки-иллюстрации к прочитан­ным рассказам, портреты писателей М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина.

 

ХОД УРОКА

 

Слово учителя (с элементами беседы)

Ребята, сегодня у нас нестандартный урок. Прежде чем его начать, вспомним слова, сказанные о книге. Давайте их прочи­таем: «День, прожитый без книги — потерянный день». Я на­деюсь, что сегодняшний день не будет для вас потерянным. Мы с вами отправимся в путешествие по страницам книжек люби­мых вами писателей.

Книги — наши верные и мудрые друзья, наши советчики. Они рядом с нами в шкафах, на полках. Стоит только захо­теть, протянуть руку, и поведут они нас по лесам, по морям, по разным странам. Прочитайте чудесные слова С. Маршака о книге.

Мы с вами долго готовились к этому уроку, прочитали книж­ки писателей: Е. Чарушина, М. Пришвина, В. Бианки. Что объ­единяет этих авторов.

Ответы детей.

Учитель

Вот перед вами портреты этих писателей.

Чтобы урок прошел интересно, проведем его в игровой фор­ме. Разделимся на 3 команды. Выберем капитанов и проведем среди них конкурс. Капитаны расскажут нам о биографии сво­его любимого писателя.

А теперь разгадаем викторину.

В каком рассказе

1) «Была корова с клевера здорова, Стала корова тощать, стала Молока сбавлять, пойло лижет, А молоко все жиже и жиже»?

(П.В. Бианки «Сова».)

2) Лягушонок замерз до смерти. Как оживили розового ля­гушонка люди?

(Они его положили в теплую воду. Рассказ М. Пришвина «Лягушонок».)

3) Как называется дом, в котором жили:

«Дятел пестрый — нос вострый,

Жил скворец — в роще певец,

Жил сыч — попадешь в когти не хнычь»?

(П.В. Бианки «Теремок».)

4) В каком рассказе Е. Чарушина сапог прыгал по комнате? (Е. Чарушин «Томкины сны», «Лисята» —рассказ.)

5) В каком рассказе слон у сторожа съел метлу? (Е. Чарушин «Кабаны».)

6) «Отшатнулся щенок, шерсть дыбом поднял — и наутек». Чего испугался щенок?

(Птица юркнула в дупло. А щенок погнался за птицей и за­глянул в дупло, ему показалось, что из дупла шипела змея, а это птица вертишейка. В. Бианки «Первая охота».)

7) Кто нарисовал рисунки к книжке Е. Чарушина « Птицы»? (Сам автор.)

8) Одного героя из рассказа М. Пришвина звали Ромул, или Ромка, Роман Васильевич. Кто этот герой, как называется рас­сказ. (М. Пришвин «Первая стойка» — кличка щенка.)

9) Что произошло с Е. Чарушиным, когда он однажды посе­тил зоопарк?

(Он испугался кабанов, залез на загородку и готов был кричать, звать на помощь, а кабаны были ручные.)

10) В каком рассказе разговаривал скворец?

(Е. Чарушин «Захочешь есть — говорить научишься».)

11) «Неустанно куковала кукушка. Цапля вылетела из сухих тростников. Болотная овсянка плакала на тонкой тростинке.

За ними прилетели пчелы и шмели» — из какого это рассказа? Кто автор?

(М. Пришвин «Гости».)

12) Почему рассказ Е. Чарушина называется «Медведь-ры­бак?» Как медведь ловил рыбу?

(Ловил и садился верхом, потом вставал, а рыбу уносило течением, медведь злился.)

Ребята, давайте теперь составим выставку книг «Найди на­звание книг «своего» писателя».

На столе лежат карточки (15x20 см) с названиями произведений, но без указания имени автора. Вы должны найти карточки с названиями рас­сказов именно «своего» автора. Попутно я выставлю на полочки книжки. Получится выставка книг.

В. Бианки. «Сова», «Теремок», «Первая охота», «Чей нос лучше?»

М.Пришвин. «Лягушонок», «Перваястойка», «Гости», «Си­ние перышки», «Медведь».

Е.Чарушин. «Птичье озеро», «Лисята», «Птицы», «Томки­ны сны», «Медведь-рыбак».

Учитель

У нас с вами впереди еще одна игра — «Что Незнайка пере­путал?».

В класс со слезами входит Незнайка (в этой роли заранее подготовлен­ный ученик). В руках у него три обложки большого формата. Он пытается что-то объяснить:

— Не виноват, нечаянно перепутал. Хотел сделать облож­ки для ваших любимых книг, но забыл, кто какую книжку на­писал.

Учитель

Ребята, давайте поможем Незнайке! Дети помогают разобраться. Примерные варианты.

1) В. Бианки (правильно — М. Пришвин). «Лисичкин хлеб».

2) Е. Чарушин (правильно — В. Бианки). «Мышонок Пик»

3) М. Пришвин (правильно — Е. Чарушин). «Кошка Маруська».

Учитель

А сейчас, ребята, вы познакомитесь с живыми героями ва­ших любимых рассказов.

Заранее подготовленные учащиеся показывают инсценировки расска­зов: В. Бианки «Чей нос лучше?», М. Пришвин «Ребята и утята», Е. Чару­шин «Томкины сны».

Итоги урока

Жюри проводит итоги соревнования команд. Детям вручаются призы.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru