Цели: систематизировать знания учащихся о творчест­ве H.H. Сладкова, поддерживать и развивать у них ин­терес к познанию природы, учить осмысливать содер­жание познавательных произведений, воспитывать любовь ко всему живому.

Оборудование:

Выставка книг, кроссворд.

 

ХОД УРОКА

 

Слово учителя (с элементами беседы)

Ребята! Сегодня у нас урок-путешествие по книгам Н.И. Слад­кова.

«Природа волновала и влекла меня всю жизнь, — говорит он, — ее красота, тайны, обаяние, неисчерпаемость познания поражали воображение и влекли сердце. Поэтому все книжки мои о ней. Никто меня специально не «вводил» в природу, ни­кто не «приучал» и не «открывал глаза». Я родился уже гото­вым ее поклонником.»

В 1953 г. вышла первая книга Сладкова. Теперь их около 30. Наша выставка состоит из книг, которые вы прочитали и при­несли. Что вы узнали из прочитанных книг о Н. Сладкове?

(Н.М. Сладкое много путешествовал, увлекался фотоохо­той. Где бы он ни был, он фотографировал все, что его особенно восхитило, огорчило, возмутило или обрадовало. И все, что он видел, он записывал в свою записную книжку, создавая потом интересные, необычные рассказы.) Не показалось ли что-то из прочитанного отчасти знакомым? Что именно? (Да, мы и раньше читали рассказы о природе, животных, птицах.) Где, у каких писателей встречались с подобными маленькими рассказами? (О природе писали К. Паустовский, М. Пришвин, В. Бианки.) О чем пишет Н.И. Сладков? (Сладкое пишет о природе, о насе­комых, о птицах, о животных, о своем отношении ко всему живому.)

И вот сейчас, ребята, вооружившись фантазией, любопытст­вом, знаниями из прочитанных книг, мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие по страницам книг этого за­мечательного писателя. Но прежде посмотрите на доску. Здесь записаны слова, которые нам встретятся во время путешествия. (Тугай — невидимый южный лес, розово-серебристый, ни на что привычное не похожий. Тамариск — невиданное растение, похожее на копны розового пуха. Панцирь — в старину ме­таллическая одежда для защиты туловища от ударов холодным оружием; здесь — твердый покров некоторых животных. Та­кыр — окаменевшая, растрескавшаяся, как паркет, глина в пус­тыне. Сплюшка — сова, которая все время спит.) А что еще мы возьмем в путешествие? Наверное, то же, что брал с собой писа­тель? (Фоторужье или фотоаппарат, шапку-невидимку, запис­ную книжку и любовь к природе.)

А сейчас, ребята, представьте себе, что мы путешествуем по лесу и устроили привал на лесной полянке. Расскажите, что вы увидели, услышали, чему удивились.

Рассматривая иллюстрации к книгам, рисунки, ребята обмениваются впечатлениями.

Пересказ рассказа. «Когда свирепеют медведи».

Учитель

Да, дети, в настоящем лесу должен жить медведь. Лес без мед­ведя — скучный лес. Но какой вывод вы сделали из этого рас­сказа?

(Медведи сами боятся человека и если им не причиняют вре­да, они первыми никогда не нападают.) Пересказ рассказа «Заячий сон». Чтение рассказа «Сова, которую позабыли». Учитель

Дети, какое чувство у вас вызвал этот рассказ?

(Чувство жалости и обиды за эту птичку. Своего друга на­до беречь и не забывать, потому что мы ответственны за жи­вотных, которых мы приучаем.)

Подслушанные разговоры животных дети передают в диалогах по ро­лям: Сойка и Волк, Сорока и Медведь, Яблонька и Воробей.

Учитель

А теперь, ребята, мы сделаем привал на берегу ручья и по­слушаем рассказ «Соловей и лягушка». Читает учитель.

Понравился ли вам рассказ? Какое чувство он у вас вызвал? А хотели бы вы, чтобы все кончилось не так печально? Тогда придумайте свой конец.

(Однажды пришли дети и бросили в ручей другую лягушку. Она стала громко квакать и соловей запел веселее.)

А сейчас, дети, посмотрим, запомнили ли вы друзей, с кото­рыми мы сегодня познакомились. Проведем небольшую викто­рину.

Викторина

Ответы подтверждаются ссылками на иллюстрации и тексты книг Н. Сладкова.

1. След какого хищного зверя похож на след человека? (Мед­ведя.)

2. Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

3. Для какой птицы строят дома? (Для скворца.)

4. Во время полета этих птиц кажется, что это движется сплошное пламя. Что это за птицы? (Фламинго.)

5. Эта небольшая змея живет среди песков, где есть засохшие деревья или прячется среди ветвей и караулит добычу. Завидев птицу или ящерицу, змея резко выбрасывает тело вперед и хва­тает ее. За быстроту ей и дали название. Какое? (Стрела.)

6. Какая птичка лучше всех падает в обморок? (Синица.)

7. Сплюшка — кто это? (Сова.)

8. Кто летом спит под песочным одеялом? (Круглоголовка — ящерица.)

9. «Ох и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что беду я приношу. Все это неправ­да. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я? »(Сова.)

10. «А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю и отды­хаю вниз головой. Не похожа я ни на птиц, ни на зверя, но я друг человеку, а не враг. Кто я?» (Летучая мышь.)

Учитель

А теперь наш последний привал. Давайте подведем итог на­шего урока. Мы увидели много разных интересных обитателей леса. Чему мы научились? Какие основные правила запомни­ли? (Мы научились любить нашу землю, природу, лес. Бережно относиться ко всему живому- Быть внимательными к деревь­ям, к насекомым, к птицам, к животным. Не обижаться их, а любить и защищать.)

Итоги урока

Дети, а вы знаете, что существуют организации, которые бо­рются за сохранение и спасение живой природы и окружающей среды? Это Всемирный фонд охраны природы. Его эмблема — гигантская панда. Еще одна организация «Гринпис» — при­меняет активные методы борьбы за сохранение окружающей среды, призывает запретить китобойный промысел и исполь­зование ядерного оружия.

Представители этих организаций, как Н.И. Сладков, любят сою землю и природу, поэтому они занимаются таким благород­ным делом.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru