Цели: познакомить учащихся со сказками А.Н. Толстого; учить выразительно читать и рассказывать, воспиты­вать языковое чутье, а также чувство справедливости, доброту.

Оборудование:

Портрет А.Н. Толстого, выставка книг, рисунки жи­вотных (лиса, кот).

 

ХОД УРОКА

 

Слово учителя (с элементами беседы) Начнем наш урок с загадки. Чтение наизусть учеником:

Столяр Джузеппе — Сизый нос, Полено как-то в дом принес. Он начал что-то мастерить,

Полено стало говорить. Кто в том полене говорил? Кого Джузеппе мастерил?

Какую известную детскую книгу надо прочитать, чтобы уз­нать об этом? Кто автор этой книги? Ответы детей.

Учитель

Свою литературную деятельность А.Н. Толстой начал как сказочник и до последних дней работал над произведениями фольклора. Он обработал много русских народных сказок, со­храняя особенности народной речи, очищая сюжет от всех де­талей, которые произошли от добавления рассказчиков.

Кроме того, А.Н. Толстой сочинял собственные сказки. Са­мая известная из них — «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Посмотрите, какие книги А. Толстого есть на на­шей выставке.

Дети рассматривают известные сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка ряба», «Теремок», «Гуси-лебеди». Читают титульные листы, обращается внимание, что все эти сказки в обработке А.Н. Толстого.

Учитель

Назовите сказки, в которых встречается лиса. («Кот и лиса», «Лиса и петух», «Лиса и дрозд», «Лиса и рак», «Лиса и те­терев»)

А теперь послушаем чтение по ролям сказки А.Н. Толстого

«Лиса и тетерев».

После чтения учитель просит сравнить лису в сказке «Лиса и тетерев»

и в других сказках.

Учитель показывает классу рисунки с изображением лисы и кота.

Чтение подготовленным учеником предисловия к сказке «Золотой ключик» — как создавалась сказка.

Учитель

Дорисуйте картинку, чтобы превратить кота и лису в персо­нажей сказки «Золотой ключик». Учитель

Проведем викторину по сказке.

Ответы подтверждаются ссылками на иллюстрации и текст сказки « Зо­лотой ключик».

Какое прозвище у Джузеппе? (Сизый нос.) Первые слова, которые сказал Буратино («Ой-ой, потише, по­жалуйста» .)

Как звали крысу, живущую под лестницей в каморке? (Шушара.)

Какой совет дал сверчок Буратино? («Брось баловство, слу­шайся Карло, без дела не убегай из дома и начни ходить в школу».)

За какую цену Буратино продает азбуку и покупает билет в театр? (4 сольдо.)

Сколько золотых монет дал Карабас Буратино? (5.)

Как называлась харчевня, в которой ужинал Буратино, кот и лиса? (Харчевня «Трех пескарей».)

За что Мальвина посадила Буратино в чулан? (Не слушался.)

Как называлось место в стране Дураков, куда Буратино за­копал монеты? (Поле чудес.)

Какое заклинание говорил Буратино, когда закапывал день­ги? (Крекс, фекс, пеке.)

На чем добрался Пьеро в страну Дураков? (На зайце.)

Что послужило зеркалом Мальвине, когда она спасалась в пещере? (Чешуя зеркального карпа.)

Как Буратино узнает тайну ключика? (Прячется в кувшине.)

Как называлась комедия в театре Карабаса? («Девочка с го­лубыми волосами и 33 подзатыльника».)

Как называлась пьеса, которую играли в новом театре кукол? («Золотой ключик, или Необыкновенные приключения Бурати­но и его друзей».)

Итоги урока

После всего, что вы сегодня узнали и вспомнили, вы легко можете ответить на вопрос, чему нас учат сказки А.Н. Толстого? Ответы детей.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru