Цель урока: формирование читательской компетентности учащихся через обучение осознанному чтению произведения, способам освоения прочитанного, умение ориентироваться в книгах.

Задачи:

- учить оценивать поступки героев;

- формировать навык выразительного чтения;

- развивать интерес к чтению, речь, мышление;

- воспитывать нравственные ценности человека.

I. Орг. момент.

II. Целеполагание.

- Сегодня на уроке чтения мы продолжим с вами разговор о хороших и плохих поступках. Определите по символам, над чем еще будем работать.

III. Активизация.

Речевая разминка

1) Чистоговорка

Ар, ар, ар, ар – мы купили самовар.

Ил, ил, ил, ил – пирожок себе купил.

Ох, ох, ох, ох – посадили мы горох.

Уш-уш-уш-уш – принимайте утром душ.

Эт, эт, эт – написал стихи поэт.

2) Состязание между рядами.

Прочитать строчку слов с ударением на выделенной букве:

1 ряд: оио, аоа, иои, ооо.

2 ряд: оио, аоа, иои, ооо.

3 ряд: оио, аоа, иои, ооо.

3) Состязание двух учеников “Ораторская дуэль”

Прочитать с нужной интонацией

Это? Этот. Эти! Эта?

4) Работа со скороговоркой.

Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.

Учитель читает громко, дети повторяют тихо.

- Что прочитали? (Скороговорку). Появляется табличка со словом “скороговорка” напротив символа.

- Как догадались? (Повторяется звук “ж”). Как нужно говорить?

- Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, всегда твёрдый, звонкий парный).

- Игра “Голова и хвост”. (Учитель начинает читать, останавливается, класс продолжает)

- Бинарное чтение (2 пары): читают два ученика одновременно.

- Можно ли следующее задание назвать скороговоркой?

5) Читает учитель:

Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты
И друзей в помине нет.
За конфету каждый друг
Так и рвёт её из рук.
Ну, зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.

- Что это такое? Стихотворение (есть рифма). Стихотворение тоже нужно читать быстро? Появляется табличка со словом “стихотворение”.

Задание: прочитать стихотворение выразительно, выделяя голосом выделенные слова. Дети читают вполголоса.

Чтение стихотворения одним учеником вслух.

- Настоящие ли это друзья?

- Почему так считаете?

- Нужна ли такая дружба?

- Что такое для вас настоящая дружба?

Составление паукограммы.

 


 

Дружба – это взаимопомощь, игра вместе, доверие, терпение, забота, защита.

Толковый словарь Ожегова: близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

- Давайте узнаем народную мудрость. Какие пословицы, поговорки о дружбе вы знаете? (Проверка домашнего задания). Появляется табличка со словом “пословица и поговорка”.

(Старый друг лучше новых двух. Не имей сто рублей, а имей сто рублей. Сам пропадай, а товарища выручай).

9 июня Международный день друзей.

30 июля – Международный день дружбы.

- Как по-другому можно назвать друга? (Товарищ, приятель). Подберите родственные слова-действия, слова-признаки (дружить, подружиться, дружный).

Физминутка.

IV. Работа с текстом.

- Остался последний символ.

- Прочтите автора и название произведения, которое мы будем сегодня изучать.

- Назовите тему нашего урока. (Л.Н. Толстой. “Два товарища”).

- Посмотрите на портрет. Что можете сказать об этом человеке?

(Умный, серьезный…)

Рассказ учеников о Л. Толстом (портрет). Что вы еще узнали о Л.Н. Толстом. Доклады детей.

1  -  Толстой Лев Николаевич родился 28 августа 1828, в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии — умер 7 ноября 1910.

2  - Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо помнил ее.

3  - Отец Толстого был добродушным человеком, любил читать, охотиться. Рано умер. Воспитанием детей занималась дальняя родственница.

4  - Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь провел в поселке Ясная поляна. Он очень любил родные места, любил гулять по лесу. В Ясной поляне им были написаны рассказы для детей.

- Л.Н. Толстой очень много писал произведений на нравственные темы. Его произведения помогают понять, как поступать можно, а как нельзя.

- О ком пойдёт речь в этом произведении? (О товарищах)

- Сколько их было? (Двое)

- Можно  ли по названию предположить,  что с ними произойдёт? (Нет)

- Читает учитель с детьми.

 


 


 

- Что означает “упал наземь”?

- Посмотрите на иллюстрацию.

- Кто мог выскочить? Что могло произойти дальше?

- Сравним с авторским текстом. Читает учитель.

- Совпали ли ваши предположения?

Чтение текста с остановками

Отрывок № 1. Читает ученик.

- Где шли товарищи?

- Что с ними случилось?

- Давайте понаблюдаем за поступками наших героев. Как вели себя товарищи во время опасности? Найдите слова, обозначающие их действия.

1 мальчик: бросился бежать, влез, спрятался.

2 мальчик: остался, упал, притворился.

Таблица.

- Что вы можете сказать  о поведении людей в опасной ситуации?

- Как поступил первый мальчик? Второй?

(Один повел себя трусливо, а другой находчиво, первый мальчик струсил, второй проявил смекалку, смелость).

- Какой герой больше нравится? Это положительный герой, а другой отрицательный.

1 мальчик “–”

2 мальчик “+”

бросился бежать

влез

спрятался

остался

упал

притворился

Отрывок №2. Читает ученик.

- Что вы узнали из этого отрывка?

- Почему медведь не тронул мальчика?

- Какие чувства вызвал этот отрывок? Если бы вы были на его месте, какие чувства вы бы испытывали в этот момент?

Отрывок №3.

Будем работать в парах. Найдем отрывок в тексте, где мальчики разговаривают друг с другом. Отметьте слова мальчиков, приготовьтесь их читать по ролям.

Чтение по ролям.

- Чем закончилась история?

- Можно ли этих ребят назвать товарищами? (Нет, нельзя. Друзья не бросают в беде)

- Чего нет в этой дружбе? (Обращение к паукограмме).

- Как поведут себя главные герои дальше?

-Почему автор назвал этот рассказ “Два товарища”?

- Чему учит рассказ Л. Толстого? (Не бросать друзей в беде)

- Какая пословица о дружбе больше подходит для этой истории?

- Вот такие поучительные небольшие рассказы называют баснями.

У Л.Н. Толстого есть много интересных и поучительных рассказов и басен для детей, которые рекомендую вам прочитать.

- Мне бы хотелось закончить урок словами одного мудреца: “В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы, исключить из жизни дружбу это – все равно, что лишить мир солнечного света”.

Рефлексия. Дружба – это солнечный свет, солнце греет всю планету, а человека может согреть одно приятное, доброе слово, улыбка, с которой может начаться дружба. Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь, похвалите друг друга за отличную работу, взаимопомощь.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru