урок

Цели:

Познакомить детей с традициями русского народа.

Расширить знания об устном народном творчестве.

Показать красоту русского языка.

Прививать любовь к народному творчеству.

Оборудование:

Предметы народного быта (урок проводился в школьном музее Русского быта).

Народные костюмы на ведущих и участниках.

Ход урока

1 ведущий: Пожалуйте, гости дорогие! 
Давно вас ждём, поджидаем.
Праздник без вас не начинаем!

2 ведущий: Веселья вам и радости!
Все уселись за столом
Будет всем вам здесь приятно
Побывать в гостях у нас!

1 ведущий: Песни русские попеть,
В русский пляс с душой пуститься!

2 ведущий: Пирогов отведать вкусных,
И чайку напиться всласть!

1 и 2 ведущие: Все мы рады видеть вас!

1 ведущий: А где же пироги? 
Ведь изба красна не углами, а пирогами.

2 ведущий: Будут вам и пироги.
А сейчас посидим рядком,
Поговорим ладком.

Учитель: А ведь поговорить нам есть о чём. Каждый человек должен знать историю своего народа и своей страны. А для этого нужно знать культуру и быт своих предков, их обычаи и нравы. Давайте попытаемся вернуться на много лет назад в одну русскую деревушку и представим, как жили люди в то время, какие песни пели, какие танцы танцевали, в какие игры играли.

Зимним вечерком, когда окончена работа в поле и дома, молодые парни и девушки собираются в каком-нибудь  доме, чтобы прясть, вышивать, ткать.

1 ведущий: Но какая же работа без песни?

(Хор девочек поёт русскую народную песню «Прялица», изображая действия во время прядения.)

2 ведущий: А какие посиделки без шуток и прибауток? Девушки и парни соревновались в рассказывании небылиц.

Учитель: Прибаутки и небылицы могут быть разными: то песенками, то стихами, но главное – они всегда весёлые. И прибауткам и небылицам запрещалось быть «нескладёхами».

1 ведущий: Небылицы в лицах 
Сидят в темнице
Щёлкают орешки, 
Да творят насмешки.

Дети инсценируют прибаутки-шутки.

– Федул, чего губы надул?
– Кафтан прожёг!
– Можно зашить?
– Да иглы нет.
– Велика ли дыра?
– Один ворот остался.

2.  – Фома, что из леса не идёшь?
– Да медведя поймал.
– Так веди его сюда.
– Да он не идёт.
– Так  сам иди.
– Да медведь не пускает!

3. – Сынок, сходи за водицей на речку!
– Брюхо болит.
– Сынок, иди кашу есть!
– Что ж, раз мать велит – надо идти!

4. – Что ваши девчата делают?
– Шьют да поют.
– А матушки?
– Порют и плачут?

Учитель: Шутки лились рекой на посиделках, но особенно любила молодёжь сказки, в которых была народная мудрость и юмор.

(Инсценировка сказки в стихах «Курочка Ряба»)

Жили-были дед и баба,
Была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко,
Не простое, а золотое.
Баба: Эй, старик, проснись скорей!
Дед: Волки, что ли, у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба: Да смотри, что я нашла:
Наша курочка – пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед: Ну, снесла, какое дело!
Что ты, баба, обалдела?
Баба: Да яйцо – то не простое,
А гляди – ка, золотое.
Дед: Золотое? В самом деле?
Мы с тобой разбогатели!
Баба: Погляди, горит как жар!
Дед: не случился бы пожар!
Баба: Ох, горит, слепит глаза!
Дед: Чудеса!
Баба: Чудеса!
Дед: Ты в сундук его запри!

(Раздаётся стук в дверь)

Баба: Нету дома никого!
Жаль, соседей, как назло,
Ненароком принесло!
Дед: Ты пойди, запри засов.
Да спустить бы надо псов!
Баба (возвращаясь, мечтательно):
В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко я продам.
Как дадут мне денег груду
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук,
Шаль в цветочек голубую,
До краёв набью сундук.
Дед: Что ты мелешь небылицы?
Ишь, сыскалась молодица!
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, уж если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трёхэтажные палаты
И беседки по углам!
Баба: Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живём других не хуже,
Ни к чему нам этажи!
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки!
Дед: Пусть смеются мне не жалко!
Баба: Да уймись ты, не кричи,
Вон упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ох, не мил мне белый свет!
Дед: Я хозяин или нет!
Баба: Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось,
И скорлупки не осталось.
Всё куда-то подевалось!
Дед: Ну чего мы затужили?
От чудес одна беда!
Будем жить, как раньше жили,
И работать как всегда.
Баба: И шубёнку справит можно,
И подправить можно дом.
Дед: Только то, видать, надёжно,
Что даётся нам с трудом.
Открывай, старуха, дверь,
Что нам прятаться теперь!
Эй, соседка!
Баба: Эй, сосед!
Забывать друзей не след!
Заходите на часок,
У меня хорош квасок,
И варенья, и соленья.
Дед и Баба вместе: Заходите без стесненья!

Учитель: Народная мудрость была не только в сказках, но и в частушках. Всё что люди стесняются или боятся сказать прямо, легко и естественно пелось в частушках.

(Дети поют частушки)

1. Эх, топни нога,
Топни правенькая,
Я плясать пойду,
Хоть и маленькая.

2. Пойду плясать по соломушке,
Раздайся, народ, по сторонушке.

3. Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире,
Не одна пойду плясать,
Нас пойдет четыре!

4. Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялась,
А гармошка заиграла, 
Я не удержалась!

5. А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала – подружки!

6. По деревне я шла
И Ванюшу видела –
Под кустом сидел и плакал – 
Курица обидела!

7. Дай, бог, снежку,
Гладеньку дорожку,
Ко мне миленький придет,
К самому окошку.

8. Мы частушки вам пропели,
Дорогая публика,
Не держитесь за карманы,
Не возьмём ни рублика.

Учитель: Долог зимний вечер. Горит-потрескивает лучина, разливается тепло от русской печи. В такие вечера служили подспорьем хорошему настроению. Старались загадывать неизвестную, трудную загадку, чтобы интереснее было разгадывать. Мы тоже загадаем вам загадки, посмотрим на самого умного да смекалистого.

Новая посудина, да вся в дырах. (решето)

За водой идут – песни звонкие поют.
А назад идут – слёзы льют. (вёдра)

Мнут и катают, в печи закаляют,
А потом за столом нарезают ножом. (хлеб)

Хлопотун Егорка взялся за уборку,
В пляс по комнате пошёл, оглянулся – чистый пол. (веник)

Концами над водой висит,
Серёдкой на плече лежит. (коромысло)

Учитель: Как богат и красив русский язык! Так и пестрит речь прибаутками и побасенками, пословицами и поговорками. В них народная мудрость, свод правил жизни народной. Вот только послушайте.

(Пословицы и поговорки читают дети, объясняют смысл)

Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само накормит.

Делу время, а потехе час.

Хорошее начало, полдела откачало.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Не куёт железо молот, а куёт его кузнец.

Мал золотник, да дорог.

Глаза боятся, а руки делают.

Учитель: Посоревновались парни и девушки в ловкости ума, да смекалке и устроили игры весёлые. Ни одни посиделки не обходились без игр. Вот и мы с вами сейчас поиграем.

(Дети играют)

«Колечко, колечко»

«Платочек»

Учитель: Сегодня мы заглянули в далёкое прошлое нашего народа, увидели, что поистине талантливы люди на Руси. Каких только песен, танцев, сказок, былин, частушек не создали они! Опыт жизни наших предков помогает нам создавать будущее, делает нас богаче и красивее.

И, конечно, ни одни посиделки не обходились без вкусных пирогов.

(Родители угощают детей пирогами)

1 ведущий: А вот и пироги поспели, вкусные и пышные! Угощайтесь, гости дорогие!

2 ведущий: И как в старых добрых сказках приглашаем вас на пир!

Итог урока:

– Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?

– Какие жанры народного творчества вам больше пришлись по душе?

– Что бы вы ещё хотели узнать об устном  народном творчестве?

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru