урок

Первая рыбка

Е. Пермяк

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить... Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи. Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
  — Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ёршика? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

      1. О чём этот рассказ?
      2. Почему вся семья хвалила уху?
      3. Чему радовался Юра?
      4. Почему рассказ называется «Первая рыбка»?

Прочитай, не торопись, хорошенько разберись

      Жили-были дед да баба с маленькою внучкой. Кошку рыжую свою назвали Жучкой. А Хохлаткою они назвали жеребёнка. А ещё у них была курица Бурёнка.

      Как перепутаны клички животных?

Познакомился

В. Лапшин

      Жил на свете весёлый мальчик Егорка. Был он очень маленький. Что он понимал? Совсем ничего.
      Однажды подошёл Егорка к зеркалу да так и застыл перед ним. Что за чудо! В зеркале он увидел мальчишку с кляксой на носу.
      Улыбнулся Егорка — и мальчишка улыбнулся.
      Ничего не ответил ему мальчишка, но смеяться перестал. Смотрит серьёзно, почти сердито.
      — Что ты дразнишься? Я тебя не боюсь, — сказал Егорка и сжал кулаки.
      Незнакомый мальчишка не стрý-сил. Тоже кулаки сжимает.
      Совсем рас-сер-ди́л-ся Егорка, стукнул кулаком по столу. Руке стало больно, заплакал. И мальчишка в зеркале слезами об-ли-вá-ет-ся, пальцы сосёт.
      — Ну, не плачь, — говорит ему Егорка.
      — Я больше не буду. Глупый ты совсем...

      1. Кого увидел Егорка в зеркале?
      2. Понял ли мальчик, что в зеркале было его отражение? За кого он принял своё отражение?
      3. Почему Егорка решил, что видит в зеркале другого мальчика?

Пузырь, Соломинка и Лапоть

(Сказка)

      Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.
      Лапоть говорит Пузырю:
      — Пузырь, давай на тебе переплывём!
      — Нет, Лапоть! Пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдём.
      Соломинка перетянулась с берега на берег.
      Лапоть пошёл по Соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду. А Пузырь хохотал, хохотал да и лопнул.

      1. О чём Лапоть попросил Пузыря?
      2. Что посоветовал Пузырь?
      3. И что тогда произошло? Прочитай.
      4. Чему учит эта сказка?

Про нос и язык

По Е. Пермяку

      — Скажи, бабушка, — просит Катя, — почему у меня два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык и нос один?
      — А потому, внученька, чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила, меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.
      — Вот, наверное, почему у человека только один нос и один язык.

      1. Что ответила бабушка Кате про глаза, уши, руки, ноги?
      2. А что ответила про язык и нос?
      3. Почему надо больше видеть и слышать?
      4. Почему надо больше делать и ходить?

Медвежата

Г. Снегирёв

      Медвежата родились в берлоге в январе, а первый раз вылезли из берлоги и увидели солнышко в апреле, когда таял снег. Тогда в лесу ещё не было ягод.
      Наступит лето. Черника поспеет и малина. Мама-медведица отыщет в дупле диких пчёл и накормит медвежат сладким мёдом.

      1. Когда у медведицы родились медвежата?
      2. Когда они первый раз вылезли из берлоги?
      3. Что увидели медвежата?
      4. Какие признаки весны описаны автором?
      5. Что изменится в природе летом?
      6. Чем мама-медведица будет кормить своих медвежат летом?

Тошкины сны

Е. Чарушин

      Когда Тошка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то.
      Спрашивают у меня ребята:
      — Почему это Тошка лает? Ведь он же спит!
      — Он сны видит, — отвечаю.
      — Да, наверное, какие-нибудь свои, собачьи, сны про охоту, про зверей, про птиц. Человеку таких снов не увидеть.
      — Вот интересно! — говорят ребята. Обступили они Тошку, глядят, как он спит. А Тошка спал, спал и залаял тоненьким голоском. Я и спрашиваю у ребят:
      — Что же это он во сне видит? Вам понятно?
      — Понятно, — говорят ребята. — Это он зайчонка увидел небольшого.
      Тошка поспал ещё немного и лапками пошевелил.
      — Вот, — говорят ребята, — это Тошка побежал. За кем побежал?
      — Да не за кем, а от козы. Он её увидел, а она бодается.
      Тут Тошка зарычал, залаял.
      — Проснись! — закричали ребята. — Проснись, проснись, Тошка! Ведь он тебя сейчас съест!
      — Кто, — спрашиваю, — съест?
      — Медведь! Тошка с ним подраться хочет. Медведь-то вон какой страшный! Тошке с ним не справиться.

      1. Кто такой Тошка?
      2. Ты видел когда-нибудь, как спит собака?
      3. О чём спросили автора ребята?
      4. Что он ответил на их вопрос?
      5. Почему ребята стали наблюдать, как спит Тошка?
      6. Какие сны, по словам ребят, видел Тошка? Прочитай.
      7. Тебе понравились ребята? Почему?
      8. Какие слова можно отнести к ребятам?

Яблоко

В. Хомченко

      Дед был на рынке и купил себе яблоко. Хотел съесть, да раздумал.
      — Занесу домой, детей угощу. Дома дед отдал яблоко внучке Нине.
      — Ой, какое яблоко большое! — об-рá-до-ва-лась она. Только хотела откусить, как пришла с работы мать.
      — Мамочка, — сказала Нина. — Ты устала. Возьми съешь яблоко. Я угощаю тебя.
      Мать по-бла-го-да-ри́-ла Нину, взяла яблоко, по-лю-бо-вá-лась им.
      — Я Мишу угощу. Он у нас самый маленький, — сказала мать.
      И когда Миша вернулся из дéт-ско-го сада, отдала яблоко ему.
      Миша очень об-рá-до-вал-ся, когда ему дали яблоко. Он достал из стола ножик, посмотрел на деда, маму, Нину и разрезал яблоко на четыре части.
      — Это, дедушка, тебе, это маме, а это мне и Нине, — поровну поделил он. — Я угощаю.
      Вкусное было яблоко. Сладкое, сочное. Одного на всех хватило.

      1. Почему дед решил не есть яблоко?
      2. О ком вспомнила Нина, прежде чем съесть яблоко?
      3. Кого решила угостить яблоком мама?
      4. Кто сразу вспомнил обо всех членах семьи?
      5. Как Миша разделил яблоко?
      6. Как об этом сказано в рассказе?

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru