урок

Задачи: отработка навыков выразительного чтения, работа над развитием связной речи. Формирование эстетического вкуса, воспитание любви к природе.

ХОД УРОКА

I. Подготовка к восприятию новой темы.

ЗАГАДКИ. (Отгадки записываются на доске):

Белая морковка весной растет. (Сосулька)

Он черной тучей был сначала,
Он белым пухом лег на лес,
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез. (Снег)

После зимы наступает? (Весна)

Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей)

Первый весенний месяц. (Март)

Учитель. Прочитайте еще раз эти слова. Как вы думаете, о каком времени года мы будем читать произведения?

Дети. О весне!

II. Изучение новой темы.

У. Мы приступаем к изучению новой темы. Называется она "Весна”. Познакомимся с двумя произведениями. Но прежде, чем приступить к одному из них, давайте немного побеседуем об изменениях в природе.

– Как светит солнце? (Ярче чем зимой. Стало теплее.)
– Что вы можете сказать о снеге? (Потемнел, осел, побежали ручьи.)
– Каким становится небо? (Высоким, голубым.)
– Как изменились деревья, кустарники? (Набухают почки.)
– Как изменилось поведение птиц? (Стали веселее петь.)

У. Мы с вами поговорили о том, какие изменения происходят в природе с приходом марта. Давайте послушаем, как В. Бианки написал об этом удивительном месяце.

Учитель читает текст.

– Как В. Бианки описал изменения, происходящие в марте?
– Что говорится про солнце?
– Как автор написал о снеге?
– Как ведут себя воробьи? Почему?
– Как наш народ говорит про март?

Д. Март – парник, капельник.

У. Как вы это понимаете?

– Найдите ответы на вопросы в тексте. (Сосульки)

Справка: Древние славяне давали название месяцам в зависимости от климата. Март – березол, т.к. начинают цвести березы, или сухий (в тех местах, где земля высохла).

У. Весна прилетела к нам на солнечных крыльях…
– Солнце начинает одолевать зиму.
– Как вы понимаете эти обороты?

III. Физкультминутка.

Зазвенели ручьи, (Дети приседают)
Прилетели грачи. (Движения руками вверх, вниз)
В дом свой, улей, пчела 
Первый мед принесла. (Повороты влево, вправо)
Кто скажет, кто знает, 
Когда это бывает? (Дети маршируют)

IV. Работа над развитием связной речи.

Учитель. В природе весной нередко случается, что перед потеплением зима и весна как бы борются: кто кого? Об этом рассказывается в стихотворении замечательного русского поэта Федора Ивановича Тютчева. Послушайте его и постарайтесь увидеть в своем воображении, как весна с зимой борются.

Звучит фонограмма.

– Как Весна с Зимой борются?

Чтение стихотворения четверостишиями.

– Почему Зима злится?
– Как вы представляете себе, что Весна "стучится и гонит Зиму”? Расскажите, сразу ли Зима ушла, увидев Весну? Прочитайте. Как вела себя Весна? Обратите внимание на то, что поэт изображает Весну и Зиму как живые существа.

Слова, которые показывают действия Весны и Зимы:

Весна: стучится, гонит (Зиму), хохочет, шумит, умылася, стала румяней.

Зима: злится, хлопочет, ворчит, взбесилась, пустила.

–  Почему же Ф. Тютчев называет Весну "прекрасное дитя”, а Зиму – "злой ведьмой”.

V. Итог урока.

Что больше всего запомнилось на уроке?

Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru