урок

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Личностные результаты:

проявлять интерес к творчеству А. С. Пушкина; проявлять интерес к произведениям пейзажной живописи.

Метапредметные результаты:

принимать учебную задачу урока, планировать свою деятельность по решению данной задачи;

анализировать произведения литературы и живописи, сравнивать их.

Предметные результаты:

определять в изучаемом лирическом тексте средства художественной выразительности (олицетворение, метафора, эпитет);

сравнивать произведение литературы и произведение живописи (тема, настроение).

Ход урока

Вступительная часть урока

Проверка домашнего задания

Учитель предлагает пересказать сказку, используя план, составленный в группе. Ребята пересказывают понравившиеся фрагменты текста, группа оценивает пересказ по выбранным критериям. Затем группа выбирает лучшего рассказчика, объясняет свой выбор. Другая группа учащихся обсуждает варианты сложного плана. Потом обе группы дополняют свои планы, корректируют названия, представляют один из планов.

Постановка учебной задачи

Прочитайте названия произведений, с которыми будем сегодня знакомиться на уроке. (Ответ: А. С. Пушкин. «Осень». Е. Волков. «Октябрь».)

К каким видам искусства относятся произведения? (Ответ: литература и живопись.)

Что объединяет эти произведения искусства? (Ответ: тема «Осень».)

Может ли репродукция картины Е. Волкова быть иллюстрацией к стихотворению А. С. Пушкина «Дни поздней осени бранят обыкновенно»?

Основная часть урока

Учитель читает стихотворение А. С. Пушкина «Осень».

Согласны ли вы с тем, что Пушкину нравится осень?

Перечитайте стихотворение и найдите слова, которые подтверждают эту мысль. (Ответ: мне она мила, к себе меня влечёт, я рад лишь ей одной.)

Объясните, почему Пушкин любит осень.

Какие слова помогают представить осень (краса тихая, блистающая смиренно, в ней много доброго)?

Объясните, что значит краса тихая. Можно ли словосочетание краса тихая заменить на другое — краса незаметная, краса торжественная, краса унылая? Каким средством выразительности является это словосочетание? Какой вы представили осень? Выберите из своего списка те слова, которые близки словосочетанию краса тихая. Есть ли такие словосочетания? Кто об осени сказал более точно: мы или А. С. Пушкин?

Объясните выражение «Так нелюбимое дитя в семье родной к себе меня влечёт». Как сказать по-другому?

Найдите строки, в которых А. С. Пушкин использует метафору. Почему Пушкин называет осень нелюбимым дитём? Какие метафоры использовали вы? Совпали ли ваши чувства, настроения?

Сравним стихотворение А. С. Пушкина с репродукцией картины Е. Волкова. Можно ли словами стихотворения описать пейзаж Е. Волкова? Совпадают ли чувства, настроение поэта и художника? Какими словами описали бы картину вы? Составьте словарь к картине Е. Волкова.

Сделайте вывод. (Ориентировочный ответ: тема произведений искусства общая, а выражена тема по-разному.)

Подведение итогов урока

Учитель в качестве обобщения может предложить учащимся написать сочинение на тему «Моя осень», используя слова из стихотворения А. С. Пушкина. Для закрепления материала учитель предлагает подчеркнуть в авторском тексте олицетворения, сравнения, метафоры.

Рекомендации к выполнению домашнего задания

Выучить стихотворение наизусть.

Найти в сборниках А. С. Пушкина другие стихотворения об осени и прочитать их выразительно.

Найти в стихотворениях А. С. Пушкина олицетворения, метафоры, сравнения и выписать их.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru