урок

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Личностные результаты:

размышлять, как сказочные события соотносятся с реальной жизнью.

Метапредметные результаты:

планировать свою деятельность по решению учебной задачи;

сравнивать иллюстрации и текст сказки; работать в паре, в группе.

Предметные результаты:

составлять план сказки на основе иллюстраций; соотносить иллюстрацию и текст;

определять основные сказочные события, сравнивать события литературной и народной сказок.

Ход урока

Вступительная часть урока

Проверка домашнего задания

• Учитель предлагает учащимся рассказать о книгах, прочитанных дома. Предлагается проанализировать книги, представленные на выставке, сравнить их, дать название выставке. Если ученики дома делали иллюстрации, то урок начинается с рассматривания и оценки рисунков. В этом случае учитель предлагает учащимся соотнести рисунки с текстом сказки, объяснить свой выбор сюжета.

Постановка учебной задачи

— Сегодня на уроке мы будем составлять план сказки. Как составить план сказки? Выберите возможные варианты составления плана. Первый вариант

Рассмотреть иллюстрации к сказке. Подобрать фрагменты сказки к иллюстрации. Выбрать ключевые слова фрагмента. Озаглавить иллюстрацию. Второй вариант

Определить основные события сказки. Выбрать ключевые слова события. Озаглавить фрагмент сказки. Основная часть урока

Учитель предлагает учащимся рассмотреть иллюстрации к сказке, подобрать к ним фрагмент текста. Например,

Ожидание царицы.

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждёт-пождёт с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись, глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

Черница.

Видит: нищая черница

Ходит по двору, клюкой

Отгоняя пса.

Золотое яблоко.

               ... а глядела

Всё на яблоко. Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто мёдом налилось!

Видны семечки насквозь.

Подождать она хотела

До обеда; не стерпела,

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила...

Королевич Елисей.

За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.

Спящая царевна.

Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

Свадьба.

Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

Обвенчался Елисей;

И никто с начала мира

Не видал такого пира.

Учитель предлагает определить ключевые слова каждого фрагмента. Например:

Ожидание царицы и возвращение царя. Свадьба царя.

Волшебное зеркальце новой царицы. Указание царицы Чернавкой выполнено. В лесу.

В доме у богатырей. Смерть царевны.

Королевич Елисей отправляется на поиски царевны. Свадьба королевича Елисея и царевны.

— Соотнесите основные события сказки с картами Троппа, с которыми вы работали в прошлом году. Заполни те таблицу. (В зависимости от уровня учебных возможностей детям эта таблица даётся пустая либо частично заполненная.)

КАРТЫ ТРОППА

А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»

Исходная ситуация

Царица ждёт царя, сидя у окна

Временная отлучка

Отъезд царя в путь-дорогу

Запрет и нарушение запрета

Царь женится на другой

Уход героя из дома

Мачеха отправляет царевну с Чернавкой в лес

Встреча с героем-дарителем

В доме у богатырей

Испытание героя

Сватовство богатырей, отказ царевны выходить замуж

Волшебные помощники

Солнце, ветер, месяц помогают королевичу Елисею найти невесту

Торжество настоящего героя

Свадьба Елисея и царевны

— Подумайте и решите, какой план к сказке составите вы. Можно дополнить исходные варианты плана своими версиями. Обсудите с другом возможный вариант плана. Представьте составленный вариант плана. Оцените самостоятельно план по выбранным критериям. Например:

В плане отражены основные события сказки. События сказки отражены в определённой последовательности.

Название в плане выражено с помощью слов сказочного текста.

Название этапа выражено точно, ярко.

Подведение итогов уроков

— Вспомните, какую задачу мы ставили в начале урока. Удалось ли нам составить план сказки? Какие трудности у нас возникли? Как мы их разрешили? Какой вариант плана был, на ваш взгляд, самый удачный?

— Составьте памятку для составления плана.

Методический комментарий

Если учащиеся испытывают трудности в обучении, то можно предложить им прочитать памятку, представленную учителем, затем дополнить исходную памятку своими замечаниями.

Как составить план к тексту сказки

Прочитайте текст про себя. Определите основные события сказки. Разделите текст на смысловые части. Озаглавьте смысловые части.

Проверьте, совпадают ли пункты плана с основными мыслями текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Рекомендации к выполнению домашнего задания

Подготовить пересказ одного из событий сказки.

Составить сложный план к сказке. Воспользоваться памяткой для составления плана.

Как составить сложный план

Прочитайте текст про себя.

Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте их (подпункты плана). Проверьте, не совпадают ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru