урок

Специфическими особенностями подобных уроков являются следующие:

определение опорных (ключевых) слов, которые помогают передать настроение при чтении, представить изображенные картины.

подготовка к выразительному чтению и выразительное чтение.

сравнение произведений по теме, настроению.

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Личностные результаты:

проявлять интерес к чтению высокохудожественных произведений;

эмоционально отзываться на прочитанное произведение;

принимать социальную роль учащегося; осмысливать мотивы учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

находить слова в произведении, которые помогают представить увиденные картины;

определять слова, которые помогут передать настроение произведения и чувства автора;

сравнивать произведения разных авторов на одну и ту же тему.

Предметные результаты:

знать особенности жанра лирических произведений;

представлять картины, описываемые в произведении;

выразительно читать лирические произведения.

 Ход урока

Вступительная часть урока

Проверка домашнего задания.

 Методический комментарий

Одним из вариантов домашнего задания может быть заучивание наизусть стихотворений, которые изучались на предыдущем уроке.

В качестве проверки домашнего задания можно предложить детям прочитать  наизусть стихи и прозу о весне И. Никитина, Т. Белозерова, А. Плещеева, И. Шмелева. Необходимо определить критерии оценки  чтения наизусть. Например, правильно ли отражено настроение; сохранена ли интонации в соответствии со знаками препинания, соответствует ли авторскому тексту?

После чтения учащийся сначала оценивает себя самостоятельно, затем оценку делают  товарищи по классу или учитель.

 Постановка учебной задачи.

Знакомство с темой урока  «В душу уже просится весна». (Образ весны в лирических произведениях А. Чехова, А. Фета, А. Барто).

Прочитайте тему урока. Найдите главные (ключевые) слова темы. (Учитель выписывает эти слова на доске). Напримервесна, душа.

Продолжите ассоциативный ряд слов.  Напримервесна, радость, счастье, пробуждение; душа, сердце, весна.

Составьте палитру красок, которые передают настроение.

Методический комментарий

Цвет определяет настроение: например, красный ¾ радостное, чёрный ¾ грустное и т.д.  Эту работу учащиеся могут сделать как индивидуально, так и в паре, группе.

Какое настроение вызывают слова?

О чём пойдёт речь на уроке? Сформулируйте основные вопросы  урока на основе представленной темы.

Методический комментарий

Если учащиеся испытывают трудности в обучении, то необходимо дать варианты вопросов, на которые необходимо ответить на уроке.

Можно ли сказать, что задача урока состоит в том, чтобы определить настроение изучаемых произведений?

Совпадает ли  наше настроение  с настроением авторов прочитанных произведений?

Можно ли сказать, что речь на уроке пойдёт о приближении  весны, об изменениях в природе, о весеннем настроении?

Основная часть урока

Знакомство с изучаемыми произведениями. Работа на с. 54 – 55 учебника.

 Методический комментарий

Варианты работы на уроке. Можно читать произведения, которые необходимо изучить на данном уроке, в определённом порядке. Сначала лирическую зарисовку А. Чехова «Весной» и анализируют её, затем стихотворения А. Фета «Уж верба вся пушистая…», потом стихотворение А. Барто «Апрель» и обсуждают эти произведения. 

Учащиеся могут читать сразу три произведения (А. Чехов, А. Фет, А. Барто), они определяют жанр, тему, главную мысль произведений, анализируют в сравнении.

Другой вариант, предложить учащимся прочитать стихотворения по группам. В этом случае каждая группа читает одно произведение и отвечает на вопросы из методического аппарата учебника.

 Рассмотрите с. учебника 54 – 55 (2 класс, 2 часть). Прочитайте названия изучаемых произведений. Кто их авторы? В прозаической или поэтической форме они написаны?

Можно ли все эти произведения объединить названием «В душу просится весна». Аргументируйте свой ответ.

 Методический комментарий

Если ученики в классе испытывают трудности в обучении, то необходимо им предложить составить план действий.

Прочитать название каждого изучаемого произведения.

Подобрать слова-ассоциации к названиям произведениям.

Определить общую тему или настроение.

Сделать самостоятельный вывод.

 

Можно ли сразу ответить на вопрос: «Совпадает ли наше настроение с настроением авторов изучаемых произведений»? 

Составим план урока, который поможет нам ответить на предыдущие вопросы.

 Методический комментарий

Если учащиеся испытывают трудности в обучении, то план работы предлагает учитель. Это может быть деформированный план.

План работы с лирическим произведением:

Читаем произведение самостоятельно.

Наблюдаем картины, изображенные в произведении. Определяем ключевые (опорные) слова, которые помогают увидеть эти картины. Правильно называем  средства художественной выразительности: эпитет, олицетворение, сравнение, метафора.

Слушаем звуки природы, которые автор сумел передать в стихотворении. Определяем слова, которые помогают их услышать. Как называется этот приём? (Звукопись.)

Определяем  настроение, которое отражено в этом стихотворении.

Делаем разметку произведений. Читаем выразительно в соответствии с подготовленной разметкой.

Сравниваем все прочитанные произведения.

 

План сравнения лирических произведений:

Одинаковы названия произведений?

Кто авторы прочитанных произведений? Что мы знаем о них?

Одинакова ли тема?

Какое настроение создают прочитанные произведения?

Какова идея (главная мысль) прочитанных произведений?

Подводим  итог урока. Можно ли все эти произведения объединить названием «В душу просится весна»?

Чтение лирической зарисовки А. Чехова «Весной».

Перечитайте текст и определите, какие объекты природы описывает автор. Используйте приём выборочного чтения.

 Методический комментарий

Для расширения поля чтения необходимо использовать различные приёмы: чтение первых слов на строчке, последних слов на строчке, чтение с заложенной посередине строки закладкой и т.д.

 Какие слова из текста вы запомнили?

Методический комментарий

После чтения текста дети называют слова, которые они запомнили. Если учащиеся в классе испытывают трудности в обучении, то можно предложить им прочитать слова на доске и дополнить словами из текста. Например: земля, воздух, солнце, речка, деревья.

Перечитайте про себя произведение. Найдите слова, которые помогают представить  то, о чём идёт речь.

Какие картины вы увидели?

Можете ли вы согласиться с тем, что создаётся неприглядная картина?

Перечитайте первое предложение произведения. Что значит,  в душу просится весна? Представьте картины, изображенные автором. Аргументируйте свой ответ.

Но почему тогда на душе весело и легко?

Как мы будем читать произведение. Сделайте разметку для выразительного чтения произведения.

 Самостоятельное чтение и перечитывание стихотворения А. Фета «Уж верба вся пушистая…», А. Барто «Апрель».

Какие картины вы увидели  в стихотворениях А. Фета и А. Барто? Нравится ли они вам? Какие слова помогают их представить?

Какое настроение стараются передать авторы в своих лирических произведениях?

Подведение итогов урока

Сравнение стихотворения А. Барто, А. Фета с лирической зарисовкой А. Чехова.

Можно ли сказать, что все эти произведения на одну тему?

Одинаковое ли настроение всех произведений. Есть ли повторяющиеся слова?

Можно ли объединить все эти произведения строчками из произведения А. Чехова «Весной»? Аргументируйте свой ответ.

Обратимся к составленному плану урока. Все пункты плана удалось выполнить? Какие трудности возникли?

Предложите свой вариант домашнего задания.

 Методический комментарий

Если учащиеся не могут самостоятельно предложить вариант домашнего задания, то это делает учитель.

 

Рекомендации  к выполнению домашнего задания

·     Сделать иллюстрации к понравившимся стихам.

·     Создать выставку произведений о весне.

·     Выучить понравившееся стихотворение наизусть.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru