урок

Цели:

обобщение знаний учащихся о творчестве детского писателя С.Я. Маршака на основе прочитанных произведений (стихотворений, пьес);

развитие творческой активности, положительной мотивации к чтению, развитие мышления, речи.

Оборудование: выставка книг писателя, выставка рисунков учащихся; презентация; мультимедийная система.

Ход мероприятия

Выходят участники газеты.

1. - Здравствуйте, ребята!

Сегодня у Вас в гостях устный литературный журнал…

Хором: "Читайка”! 

2. Выпуск нашего журнала посвящён юбилею одного из любимейших детских поэтов.

Вряд ли найдётся ребёнок, незнакомый с его творчеством.

3. Сейчас мы прочитаем Вам отрывок одного из его произведений, ну а Вы, если узнаете его помогайте нам. (Ученики читают отрывок, делая паузы, чтобы слушатели могли им помогать - подсказывать)

3.1. Жил человек … рассеянный
С улицы … Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку … надевать.
В рукава просунул … руки –
Оказались это … брюки.

3.2. Вот какой …рассеянный
С улицы … Бассейной.
Надевать он стал пальто –
Говорят ему: … " Не то!”
Стал натягивать … гамаши 
Говорят ему: … "Не ваши!”

3.3. Вот какой …рассеянный
С улицы … Бассейной.
Вместо шапки на ходу
Он надел … сковороду.
Вместо валенок …перчатки
Натянул себе на … пятки.

Хором: Вот какой …рассеянный
С улицы … Бассейной.

4. Кто же автор этих строк? (Выслушиваются ответы слушателей)

Да, это известный детский поэт и друг детей всего мира – Самуил Яковлевич Маршак.

В этом году 3 ноября ему исполнилось ...  лет со дня его рождения. 

5. Родился С.Я.Маршак в 1887 году в семье заводского техника, талантливого изобретателя в Воронежской губернии.

6. В своих воспоминаниях Маршак видит себя непоседой, шалуном:

"Признаться я очень редко бывал "хорошим мальчиком”.

То ввязывался во дворе в драку, то уходил без спросу в гости…

В раннем детстве я не ходил, а бегал”. 

7. Первое своё стихотворение Маршак пытался писать в 4 года, правда устно, так как грамоты он ещё не знал. Семья тогда жила в городе Острогожске. Здесь Самуил пошёл учиться в гимназию, сдав все экзамены на одни 5.

Затем семья переехала в Санкт-Петербург.

8. В Санкт-Петербурге Маршак поступил в гимназию.

В 1912 году он продолжил учёбу в Лондонском университете. Здесь Самуил Яковлевич совершенствовал знания английского языка, знакомился с английской литературой.

9.Для детей Самуил Яковлевич Маршак стал сочинять в 20-е годы. А так как он писал "от всего сердца и во весь голос”, то его произведения очень нравились юным читателям.

Первая детская книга была выпущена в 1923 году и называлась – "Детки в клетке”.

10. Животные являются героями многих произведений поэта.

Давайте вспомним некоторые из них (читает отрывок):

Стала девочка учить котёнка говорить:

- Котик, скажи: мя-чик.
А он говорит: мяу!

- Скажи: ло-шадь.
А он говорит: мяу!

- Скажи: э-лек-три-чест-во.
А он говорит: мяу-мяу!

Всё "мяу” да " мяу” !
Вот какой глупый котёнок!

(Слушатели отгадывают произведение – "Усатый – полосатый”)

10.1. Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок:
- Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!

(Слушатели отгадывают произведение – "Сказка о глупом мышонке”)

10.2. Пообедал я сперва
За решёткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлём поел пшена.

(Слушатели отгадывают произведение – "Где обедал воробей?”)

11. Самуил Яковлевич Маршак был большим другом детей. 

Он писал свои стихи для детей и о детях.

Его стихи дают нам ответ на любой вопрос. 

Захотели выучить буквы – вот " Весёлая азбука”.

Не умеете считать – вам "Весёлый счёт”.

Любите природу – откройте поэтический календарь.

Хотите развить логическое мышление - возьмите "Загадки”.

11.1. Давайте попробуем отгадать некоторые загадки С.Я.Маршака.

(Загадывает загадки)

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка но носу? (Очки)

11.2. Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Сапоги)

11.3. Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)

12. Своими стихами добрый волшебник Маршак помогает нам, читателям,  понять, к чему могут привести лень, хвастовство, безграмотность.

А также учит нас дружбе, взаимопомощи, хорошим поступкам.

13. Угадайте, из какого произведения эти строчки?

Вот и стал я столяром,
Заработал топором.
Я по этой части
Знаменитый мастер!

Раз, два –
По полену.
Три, четыре –
По колену.

По полену,
По колену.
А потом 
Врубился в стену.

Топорище – пополам,
А на лбу остался шрам. ("Мастер-Ломастер”)

13.1. Замяукал жалобно

Серый кот:
- Мне коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.

Школа не построена
Для котят.
Научить их грамоте
Не хотят.
А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты-
Не уйдёшь. ("Кот и Лодыри”)

14. Кроме Маршака – поэта, сказочника, был ещё Маршак переводчик.

Многие интересные сказки, стихи, песенки перевёл он на русский язык. 

Может кто-нибудь из Вас припомнит какие-нибудь строчки?

(Выслушиваются ответы слушателей)

14.1. - Эй, кузнец,
Молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
- Отчего не подковать!

Вот гвоздь,
Вот подкова.
Раз, два –
И готово!

14.2. Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.

Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может
Шалтая,
Не может 
Болтая,
Шалтая-Болтая
Шалтая-Болтая
Шалтая-Болтая, собрать!

15. Во всех театрах мира дети с удовольствием смотрят спектакли, поставленные по пьесам Маршака-драматурга.

По сценам из спектаклей попробуйте угадать название пьесы Самуила Яковлевича Маршака.

16. Вот таким он был удивительно талантливым человеком.

Его книги переведены на многие языки мира.

И как писал один замечательный врач: "Стихи Маршака можно прописывать малышам как целебное средство,  как витамин роста”. 

17. С книгами Самуила Яковлевича Маршак вы можете познакомиться и в нашей школьной библиотеке. Они ждут Вас!

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru