урок

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Личностные результаты:

проявлять интерес к чтению и изучению сказок русских и зарубежных писателей, сравнивать сказки разных народов.

Метапредметные результаты:

планировать свою деятельность по решению учебной задачи, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

сравнивать русские и зарубежные сказки, выявлять общие мотивы, сопоставлять сюжеты, характеризовать героев;

работать в паре, в группе. Предметные результаты: анализировать текст сказки;

выявлять основные специфические особенности сказочного текста;

сравнивать сказки русских и зарубежных писателей.

Ход урока

Вступительная часть урока

Какое домашнее задание требовалось выполнить? Кто готовил выразительное чтение фрагментов сказки?

Почему были выбраны именно эти фрагменты?

Кто нарисовал иллюстрации к понравившимся фрагментам сказки? Какие фрагменты сказки были проиллюстрированы?

Постановка учебной задачи

На выставке книг представлены два произведения:

Братья Гримм. «Белоснежка и семь гномов»;

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

— Рассмотрите книги на выставке. Назовите их. Знакомы ли вам эти сказки? Знакомы ли вам авторы сказок?

— Можно ли сказать, что у сказок похожи сюжеты, герои? Это будет главный вопрос нашего урока. Составим план урока:

Прочитать сказку братьев Гримм.

Прочитать сказку А. С. Пушкина.

Сравнить сказки.

— С какой целью мы будем читать сказку братьев Гримм?  С какой целью мы будем читать сказку А. С. Пушкина? Что значит сравнить сказки? На какие основные специфические особенности сказки будем обращать внимание при сравнении?

— Сравните сказки братьев Гримм  и А. С. Пушкина.

— Напомню вам, что немецкие учёные-филологи братья Гримм записывали сказки, которые исполняли народные сказители, сознательно стремясь сохранить народный язык. Сказки братьев Гримм были впервые опубликованы в 1812 году. Сказка А. С. Пушкина была опубликована в 1833 году. Возможно ли, что сказки братьев Гримм стали основой для создания «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

Основная часть урока

Учащимся предлагается самостоятельно поработать с текстами сказок. Эту исследовательскую работу можно провести в группе. Для составления подробного анализа сказки учащимся предлагается таблица, которую они самостоятельно заполняют, а затем обсуждают.

ПАРАМЕТРЫСРАВНЕНИЯ

«БЕЛОСНЕЖКА И

СЕМЬ ГНОМОВ»

«СКАЗКА О МЁРТВОЙЦАРЕВНЕ И О СЕМИБОГАТЫРЯХ»

Авторы

Немецкие сказочники переработали народную сказку

Русский поэт обработалнародные сказки и создал литературную сказку

Название сказки

В названии указаны главная героиня сказочного сюжета и семь помощников

В названии указаны главная героиня и семь её помощников — русских богатырей

Положительные герои сказки

Белоснежка, семь гномов, принц

Царевна, королевич, семь богатырей

Отрицательные герои сказки

Мачеха

Мачеха

Основные события сказки

Рождение девочки у королевы-матери; смерть королевы-матери; женитьба короля на новой королеве; разговор королевы и волшебного зеркальца; псарь по приказу новой королевы отводит Белоснежку в лес, чтобы убить; Белоснежка в лесу у семи гномов; королева узнаёт, что Белоснежка жива, и отправляется в лес к семи гномам, чтобы её извести; королева три раза дарит подарки Белоснежке, которые приводят к её смерти; два раза гномы спасают её, на третий раз спасти Белоснежку гномы не могут; спасение Белоснежки королевичем, свадьба королевича и Белоснежки, смерть королевы

Рождение девочки у королевы-матери; смерть королевы-матери; женитьба короля на новой королеве; разговор королевы и волшебного зеркальца; Чернавка по приказу новой королевы отводит царевну в лес, чтобы убить; царевна в лесу у семи богатырей; королева узнаёт, что царевна жива, и отправляется в лес к семи богатырям, чтобы её извести; королева дарит ей яблоко, которое приводит к её смерти; спасение царевны королевичем, свадьба королевича и царевны, смерть королевы

Конец

сказки

Зло наказано

Зло наказано: мачеха сама умирает от зависти и тоски

Язык сказки

Проза

В стихах, красивый литературный язык

 

Методический комментарий

Учащиеся делают вывод, что в сказке братьев Гримм  торжествует доброе, наказывается злое. В этом смысл сказки. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — это сказка о любви, о красоте, о верности.

Дайте характеристику главным героиням сказок. Каковы черты характера главных героинь? Определите это из предложенного списка, обязательно подтвердите текстом. (Ответ: ласковая, нежная, трудолюбивая, верная, красивая, добрая.)

Вспомните других героинь сказок. В каких сказках главными героями были также мачеха и падчерица? Перечислите.

(Ответ: Русская народная сказка «Морозко» ; С. Маршак. «Двенадцать месяцев»; Русская народная сказка «Хаврошечка»; Ш. Перро. «Золушка».)

Какими были мужикова дочка, Хаврошечка, Золушка, падчерица? Что их объединяет?

Подведение итогов урока

Если вам нужно было бы создать выставку книг по теме «Литературные сказки, сходные по сюжету с народными сказками», то какие произведения были бы на этой выставке?

Напишите аннотацию на одну из книг, включив в содержание сноску о сходных сюжетах представленной сказки и исходной народной сказки.

Рекомендации к выполнению домашнего задания

Прочитайте русские народные сказки. Определите, в каких сказках сюжет будет близок к прочитанным на уроке сказкам.

Прочитайте сказки народов России. Определите, в каких сказках сюжет будет близок к прочитанным на уроке сказкам.

Сделайте иллюстрацию к прочитанной сказке. Расскажите, какой фрагмент сказки изображён.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru