урок

Этот рассказ занимает центральное место в системе уроков литературного чтения во 2 классе по теме нравственного воспитания, так как он поднимает вопросы ответственности, свободы выбора, совести.

Тип урока: урок – ролевая игра. Интегративная связь с уроками музыки, риторики.

Цель урока: формирование чувств, опираясь на внутреннее состояние человека.

Задачи урока.

Предметные:

активное участие в ролевой игре;

развитие умения вычленять в тексте необходимые фрагменты для ответа на вопрос;

развитие монологической речи;

обогащение словаря, определяющего нравственную характеристику человека;

развитие умения определять состояние персонажа, рассказывать о его действиях, выражать к ним свое отношение.

Метапредметные:

развитие умения доказывать свою точку зрения;

развитие коммуникативных навыков общения;

развитие умения соотносить звуковые и зрительные впечатления.

Личностные:

Формирование основ нравственного самосознания личности (нравственный самоконтроль, выполнение моральных норм и нравственная оценка своих и чужих поступков).

Структура урока. Время – 45 мин.

1. Организационный момент (2 мин.).

2. Мотивационный этап (6 мин.):
– постановка целей и задач урока;
– шифровка;
– слово учителя о Л.Н.Толстом.

3. Первичный синтез (10 мин):
– слушание и осмысление;
– оценивание выступлений учащихся;
– ответы на вопросы.

4. Тихая пауза (2 мин).

5. Анализ поступков героев рассказа (15 мин);
– творческая работа в группах (5 мин):
–  защита читательского мнения (10 мин).

6. Музыкальная пауза (2 мин.).

7. Словарная работа (2 мин.).

8. Подведение итогов.

9. Оценивание учащихся. Рефлексия (6 мин)

Оборудование урока:

Дидактические средства: модель человека (фигурка), модель "дороги в будущее”, слова для работы на магнитной доске, карточки с творческими заданиями, шифровка, памятки оценивания № 1 и № 2, учебники литературного чтения.

Ход урока

1. Организационный момент. 

– Вы все сегодня участники ролевой игры: чтецы, которые готовились к чтению заранее, "критики”. Нам потребуются и другие лица. Как вы думаете, тяжело ли войти в роль героев рассказа.
– Какова роль судьи?
– Кто такой адвокат?
– Какая общая цель нашего урока?
– Зачем нужен этот урок каждому из вас?

Предположительные ответы детей:

– Судья будет судить главного героя рассказа.
– Адвокат – это защитник.
– Чтецы прочитают выразительно рассказ.
– "Критики” оценят выступления товарищей.
– Мы будем обсуждать героев рассказа.
– Нам нужно понять, чему учит рассказ.
– Нужно не бояться говорить вслух свое мнение.
– Я думаю, что урок будет интересным.

2. Мотивация.

– О том, что Земля – наш общий дом, что надо беречь все живое, говорили на уроках риторики и рисования. Каким нужно быть человеком, чтобы сохранить красоту природы, поговорим сегодня.

– Перед вами портрет писателя Л.Н. Толстого. Он жил в 60-е годы 19 века, больше 100 лет назад. Открыл школу для крестьянских детей и писал для них поучительные рассказы. Вы недавно познакомились с его рассказом "Косточка”. Сегодня знакомимся с другим рассказом этого автора. Расшифруйте его название.

Шифровка лежит на парте у каждого ученика.

П h R I т u s n и u g f ч v w r к l j а (Нужно догадаться зачеркнуть иностранные буквы.)

– Молодцы, это рассказ "Птичка”. 

3. Слушание и осмысление.

Рассказ читается у доски (3 человека, чтецы готовились заранее).

– Спасибо, ваше чтение оценят наши "критики” (двое детей в роли "критиков” заранее готовят журнал оценивания).

 

– Как оценили чтецов критики? Какие оценки поставили за чтение?

Памятка критика. (Слайд 4.)

Обращение ко всем:

– Почему рассказ называется "Птичка”? Ведь в рассказе главные герои – люди?
– 
Птичка – это тоже живое существо. Она главный герой рассказа.
– Поделитесь вашими первыми впечатлениями. Что вас особенно взволновало?
– Меня взволновал отрывок…(зачитывает). Я особенно переживал, когда…

Катя:

– Сережа был слишком беззаботным, легкомысленным. Он думал, что чиж – это игрушка, поиграл, надоела, можно бросить. А чиж – это живое существо.

Миша:

– Сережа забыл про чижа, а ведь за ним надо ухаживать. Он был не готов к такому ответственному поручению, он был еще маленький и глупый.

Вова:

– А мы считаем, что чижа нельзя было вообще ловить, он привык жить на воле, пел песенки, может, у него было свое родное гнездо где-то. Поэтому-то чиж так рвался из клетки.

– С кем согласен писатель: с дядей Сережи, подарившим сетку, или с мамой, которая сказала: "Не хороша игрушка”?

Дети при ответе пользуются словами со 

– Я думаю… Я считаю… Мне кажется… 
– Мы думаем, что мама права, так как игрушка действительно не хороша.
– Почему погиб чижик? Обсудите этот вопрос в паре. Готовность к ответу покажите "домиком” (дети поднимают руки вместе, образуя ворота).
– Мы думаем… Мы решили …Мы считаем…

(Отвечая, дети пользуются словами-помощниками на Слайде)

упрямый безответственный маленький беспомощный беспечный легкомысленный глупый

"Критики” высказывают свое мнение, отмечают лучшую пару, индивидуальные ответы детей.

4. Тихая пауза. Музыкальная композиция № 1.

– Мы сейчас закроем глаза и подумаем, что же почувствовал мальчик, когда увидел утром погибшую птичку.

На (Слайде 6.) появляются слова-помощники: страх, боль, печаль, радость, горе, раскаяние, угрызения совести.

Дети выбирают нужные слова для ответа. Остальные соглашаются с выбором или не соглашаются.

5. Анализ поступков героев рассказа.

– Теперь представьте себя на месте героев рассказа. Придумайте продолжение. Начало звучит так: " Если бы я был...”

Каждой группе дается карточка, вырезанная в виде птички, с началом рассказа:

1-я группа " Если бы я был дядей Сережи, то я бы …”

2-я группа " Если бы я была мамой Сережи, то …”

3-я группа " Если бы я был Сережей, то …”

4-я группа " Если бы я был адвокатом (защитником) на суде, то я бы защитил…”

5-я группа " Если бы я был судьей, то я осудил бы …” (костюм судьи, папка готовятся заранее)

6-я группа "Если бы я был чижом и мог говорить, то я бы сказал…”

Работа в группах по 4 человека. Защита читательского мнения. От каждой группы выступает ученик и защищает мнение своей группы, представляя себя в роли Сережи, чижа, мамы, дяди, судьи и адвоката.

Артем:

– Если бы я был судья, то осудил бы дядю Сережи за плохой подарок: нельзя дарить детям сетки для птиц!

Маша:

– Я осуждаю маму Сережи за то, что она не смогла убедить сына выпустить чижа.

Настя:

– Я осуждаю Сережу за то, что он поймал птицу, лишил ее свободы. Потом плохо ухаживал за ней.

Кирилл:

В роли судьи.

– Все эти люди виновны в гибели птички. Сережа виноват больше всех. Его ждет наказание – муки совести. А совесть может грызть хуже зверя, она беспощадна. Он больше никогда не будет ловить птиц. Будем надеяться, что он исправится.

Андрей:

В роли адвоката.

– Если бы я был адвокат, я бы защитил дядю. Он считаю, что он не виноват в гибели чижа. Может, он хотел, чтобы Сережа полюбил птичку, научился ухаживать за ней, поить, кормить, чистить клетку. Ведь многие люди держат у себя птиц и других домашних питомцев.

Дима:

В роли чижа.

– Я жил в лесу и любил солнышко, прыгал с ветки на ветку, пел песенки. Однажды мы с другими птичками полетели к дому человека поклевать зернышки. Я хотел поклевать зернышек, но тут сверху на меня упала какая-то сетка. Я попался в ловушку! Прошу вас, выпустите меня! Я хочу на волю!

Анна:

Роль мамы.

– Если бы я была мамой Сережи, я бы уговорила Сережу выпустить чижа на волю из клетки. Сережа очень упрямый, но нужно, чтобы он сам понял и исправил свои ошибки. Ведь ему жить дальше!

Коля:

В роли Сережи.

– Я очень виноват, простите меня. Я не хотел смерти этой птичке. Я просто хотел держать ее у себя, ухаживать за ней. У нее так билось сердце! А потом она умерла из-за меня. Я больше никогда не буду ловить птиц!
– Спасибо за то, что вы были активны и искренни, высказывая свое читательское мнение. Вы уже знаете, что существует для каждого человека суд совести. Кто согласен с судьей? Кто согласен с адвокатом? Почему?
– 
Я согласен с судьей, так как считаю 
– Я согласен с адвокатом, т. к…
– Можно, я тоже выскажу свое читательское мнение?

Я думаю, ребята, что Л.Н. Толстой обращается к нам рассказом "Птичка” через века, чтобы мы с детства шли дорогой добра, бережно относились ко всем живым существам.

6. Музыкальная композиция № 2. (Слайд 7.)

– Прочитайте вопрос про себя. Послушаем песню " Дорога добра”. Вслушаемся в слова этой песни, они и должны стать ответом на вопрос.

После прослушивания дети высказываются.

7. Словарная работа.

На дополнительной доске появляется модель человека и модель дороги в будущее.

– Какие хорошие качества мы будем воспитывать в себе и возьмем их с собой в будущее?

Дети выбирают слова на карточках и располагают их на модели дороги магнитами, остальные карточки снимают с доски.

Честность сердечность зависть

Доброта забота беспечность

Злоба дружелюбие справедливость

Жестокость лживость ответственность

8. Подведение итогов.

– Подведем итоги урока.

9. Оценивание.

– Слово предоставляется "критикам” для оценивания по памятке.

На альбомном листе "критики” выставляют оценки, выступивших по ролям, выбирают самый интересный ответ урока.

– Давайте оценим и "критиков”. Справились ли они со своей работой?

Вывод. Ответили ли мы на главные вопросы урока?

– Понравился ли вам урок? Что бы вы хотели изменить в этом уроке или предложить что-то новое?
– Нам понравился урок, потому что он заставил нас думать. 
– Этот рассказ заставляет меня задуматься о том, что человек может погубить маленькую жизнь. А он должен беречь все живое.
– Л.Н.Толстой учит нести ответственность за свои поступки, учит тому, какой должна быть семья, как правильно воспитать маленького человека.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru