урок

Цель: на основе драматизации пьесы С.Я.Маршака "Про козла" учить выражать различные интонации героев.

Задачи:

Обучающие:

сформировать у детей понятие "пьеса”

продолжить знакомство с содержанием пьесы С.Я.Маршака;

совершенствовать навык чтения

работать над правильным, выразительным чтением стихотворений

расширять кругозор учащихся, умение полно отвечать на поставленные вопросы

развивать творческие способности учащихся, умение передавать при чтении различные интонации

работать над инсценированием пьесы, прививать любовь к театру, искусству

Коррекционные:

развивать память, устную речь, мышление, внимание, воображение учащихся

развивать чувство прекрасного

Воспитательные:

воспитывать нравственные качества: чувство уважения, взаимопонимания к друг другу, к старшему поколению

Оборудование:

Выставка творческих работ учащихся. Иллюстрации к пьесе С.Я.Маршака *Про козла* (к I действию), плакат-кроссворд, выставка книг С.Я.Маршака, произведения С.Я.Маршака, портрет С.Я.Маршака, учебник О.Кубасовой *Литературное чтение. 4 кл., иллюстрации животных, кукольный театр, карточки с репликами (с выдержками) определённых персонажей, к первому действию пьесы (карточки с вопросами, музыка к фольклорной потешке).

Ход урока

I. Организационный момент

Кто много читает, тот много знает.

На уроке литературного чтения

Мы учимся читать

И иметь своё мнение

а) Артикуляционная гимнастика

1 упражнение*Дудочка* (Губы вытянуть)

2 упражнение*Заборчик* (Губы в улыбке, зубы сомкнуты)

3 упражнение*Шарик* (надуть щеки)

4 упражнение*Часы* (рот открыт, губы в улыбке, язык касается уголков рта)

б) Дыхательная гимнастика

*Кораблики* (дуем в вертушки с разной скоростью)

в) Скороговорка:

Просмотрел в театре театральное представление

г) Чистоговорга

За-за-за- на лугу стоит коза
Зу-зу-зу- мы увидели козу.
Зе-зе-зе- травку дали мы козе.
Зой-зой-зойбежит козленок за козой.

II. Проверка домашнего задания

Разгадывание кроссворда с беседой

 


 

1. К какому жанру относится произведения С.Я.Маршака *Про козла*? (пьеса)

- Какое произведение принято называть пьесой? (Любое драм.произведение, предназначенное для театра)

- Чем пьеса отличается от других литературных произведений? (Нет описаний, есть только разговоры и действия)

- Какие драм.произведения предназначены для театра?Назовите их особенности. (Трагедия, комедия, водевиль)

III. Задание на повторение.

(Работа с карточками)

- Подбери соответствующие характеристики к данному произведению.

трагедия

грустная

комедия

весёлая

водевиль

музыкальная

IV. Разгадывание кроссворда (продолжение)

2. Пояснения автора к тексту пьесы, касающиеся обстановки, поведения актёров (ремарки)

3. Авторы пьесы*Про козла*? (С.Я.Маршак)

4. О каком персонаже говорит автор? (Волк)

Я зубами щёлк, щёлк!* (Пьеса *Про козла*, действие II, С82. Лит.чтение О.Е.Кубасова)

Показ рисунка с изображением животного.

5. О каком персонаже говорит автор? (баба)

Ох, и я совсем стара.
На покой и мне пора!* (Пьеса 8Про козла*, действиеI, С.76. Лит.чтение О.Е.Кубасова)

6. Главный персонаж пьесы? (Козёл)

Здравствуй, баба, 
Здравствуй, дед, 
Я, сварю для вас обед*. (Пьеса*Про козла*, действие I, С.77. Лит.чтение О.Е.Кубасова)

Показ рисунка с изображением животного.

7. О каком персонаже говорит автор в пьесе? (дед)

Ах, ах!Ох, ох, ох!
Что-то нынче стал я плох, 
Слаб, ленив и нездоров.
Чуть донёс вязанку дров.
Хорошо бы мне прилечь (Пьеса *Про козла*, действие III, С.76..Лит.чтение О.Е.Кубасова)

V. Беседа по детским иллюстрациям к пьесе *Про козла*.

- Ребята, расскажите о событиях, которые происходят в I действии пьесы, опираясь на ваши иллюстрации.

1 рис. Дед, с вязкой дров, держится за спину. (у дедушки всё болит, он старый, больной человек)

2 рис. Бабка разводит в печи костёр и у неё болит голова. (бабушка слабая, усталая от работы)

3. Козёл в фартуке в руках пирог да капуста. (козёл пришёл помогать бабушке и дедушке)

4 рис.Козёл подметает, убирает

5 рис.Козёл колит дрова

6 рис.Козёл принёс воды

7 рис.Козёл накрыл на стол

8 рис.Козёл пряжу прядёт

9 рис.Козёл поёт песню бабушке и дедушке

- Молодцы, ребята, рассказали мне I действие. Давайте поможем трудолюбивому козлу песню спеть:

VI. Фольклорная физкультминутка. (музыкальная с движениями)

Баю-баюшки-баю, 
Я вам песенку спою, 
Как мой дедушка козёл, 
В огородники пошёл.
В огородники пошёл
Всю капусту прополол, (дети наклонились и полют капусту)
Где была капуста, 
Нынче стало пусто. (дети разводят руками)

VII. Инсценирование пьесы (кукольныё театр)

Дети показывают кукольный спектакль по I дейтвию.

VIII. Работа над новой темой

1) Словарная работа.

Я зубами щёлк (устрашает противника)

Унесть (унести)
зол (злой)
брюхо (живот)
холка (волосы)
двустволка (ружьё)
ухват (длинная палка с металлической вилкой на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки, чугуны) 
пасу (охраняю)
натощак (голодный)
вожак (главный в стае)
напасти (неудачи)
душегуб (губит душу)
лукошко (корзина)
нос утёр (провёл всех)

2) Работа по учебнику.

Чтение по ролям II действия пьесы

- Ребята, мы с вами показывали театр для зрителей, а сейчас разыграем театр для слушателей.

Представьте, мы на радиопередаче

а) Распределение ролей

б) Характеристика и индивидуализация голоса отдельных персонажей пьесы.

IX. Физкультминутка. (фольклорная под музыку с движениями)

Как у нашего козла
Головушка удала.
Из-за дуба, из-за ёлки
На него напали волки.
Да не сладили с козлом.
Всем досталось по делом, 
А у козлика-козла
Шубка белая цела.
Целы глазки, целы ножки, 
Борода, копытца, рожки.
Ай да умница козел -
Всех волков он поборол!

3).Беседа по содержанию пьесы.

– Что мы, можем сказать о главном персонаже пьесы? Каков его характер? (храбрый, трудолюбивый, смелый)

- Положительный ли это герой? (Да. Помогает старым людям, готовит, убираться, умеет за себя постоять словом- находчивостью)

Чему учит пьеса? (быть помощником в своей семье, помогать нуждающимся в помощи, уметь находить выход из положения. Пьеса учит быть трудолюбивым, смелым и находчивым)

4).Дополнительное задание. (если осталось время)

Задание: Допиши пословицы.

Кто много читает, тот - ...... (много знает)

Без труда..... (не вытащишь и рыбку из пруда)

Ученье и труд - .... (все перетрут)

Чтение - вот лучшее.... (учение)

Ученье - свет, а неученье..... (тьма)

X. Итог урока.

- Чему научились на уроке?

- Что было нового и интересного?

- Чему учит пьеса?

Домашнее задание: выполнить иллюстрацию ко II действию пьесы и придумать её продолжение.

Оценивание детей.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru