урок

Цели:

– обобщить знания детей по теме;
– показать красоту и меткость русского языка;
– развить монологическую речь учащихся. Воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: книги по теме; иллюстрации к пословицам; тексты загадок, пословиц, таблицы по теме (названия сказок). Сказочный город-иллюстрация. Радиоприемник, большой микрофон, таблички родственных слов-радио, грамзапись " Русские наигрыши”, " Песня о сказке”. Микрофоны.

ХОД УРОКА

Звучит грамзапись "Русские наигрыши”.

Учитель. Что это?

Дети. Позывные сигналы.

У. По какой теме?

Д. Устное народное творчество.

У. Если звучат сигналы, то какой урок у нас?

Д. Радиопередача.

У. Для кого звучат радиопередачи?

Д. Для радиослушателей.

У. Как называется аппарат для приема звуковых сигналов?

Д. Радиоприемник.

У. Кто следит за радиоаппаратурой?

Д. Радиотехник.

У. Готов ли наш радиотехник?

Радиотехник. Да, готов!

Включаются микрофоны.

У. Итак, наши микрофоны установлены в радиостудии 2 "А” класса гимназии № 5 города Северобайкальска. У нас в гостях радиослушатели – учителя школ города. Ребята, какую тему вы изучили?

Д. Устное народное творчество.

У. Что входит в русское народное творчество?

Д. Сказки, пословицы, песни, шутки, потешки…

Чтец.

На море – океане
На острове Буяне
Стоит дуб зеленый
Под ним стол золоченый
На столе бык печеный
Садись, кушай,
Мою сказку слушай.

У. Вслушайтесь в эти слова: сказка, сказывали, рассказывали. А кто нам пересказывал сказки?

Д. Сказители, родители, бабушки и дедушки передавали их из уст в уста.

У. Почему люди издавна сочиняли сказки?

Д. Мечтали о добре, желали наказать зло.

На доске табличка

ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО

Звучит грамзапись " Песня о сказке” (В мире много сказок добрых и смешных…)

У. Посмотрим, знаете ли вы русские народные сказки. ( Есть еще и авторские)

На доске – иллюстрации и их названия в стороне. Надо соотнести их.

а) Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
б) Маша и медведь
в) Волк и семеро козлят
г) Колобок
д) Сивка – Бурка

У. А теперь мы должны помочь героям сказак.

– Иванушке позвать Алёнушку.
– Маше наказать медведю не съедать пироги.
– Спеть песню Мамы-козы.
– Спеть песню Колобка.
– Позвать Сивку-Бурку.

Учащиеся по желанию наизусть выполняют задание.

У. Молодцы! Расскажите радиослушателям сказку, которую мы прочли (любую).

Чтец. В старые времена на Руси был такой обычай. Когда поздней осенью был собран весь урожай, а хлеб в закрома засыпан, собирались жители все вместе коротать осенние да зимние длинные вечера, устраивали посиделки.
За окном мороз, вьюга, а в избе печь трещит, тепло. Кто за прялкой сидит, кто узор вышивает, кто из глины лепит, другие из дерева ложки да плошки вытачивают. Как говориться в русской пословице " От скуки, бери дело в руки”. Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся, то загадки загадывают.

У. Много сложено пословиц о труде. Давайте их вспомним. Я начну, а вы продолжите.

– Дело мастера…
– Маленькое дело…
– Семь раз…
– Есть терпение…

Но есть и другие пословицы, например:  "Спишь, спишь и отдохнуть некогда". Про кого это?

Д. Про лодыря, лентяя, лежебоку.

На стене висят иллюстрации, у детей имеется текст пословиц.

У. Найдите, у кого пословица про лентяя с ложкой. Что посоветуем ему?

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Дети читают пословицы и крепят их на доску. Другие читают пословицы и шутки с планшетов.

У. А над доской, какая пословица спрятана?

Хочется есть, да не хочется лезть.

У. Шутки были не только в стихах, но и в песнях, хороводах. Вспомните, мы изучили старинную русскую хороводную "А мы просо сеяли”:

Девочки. А мы просо сеяли, сеяли…

Мальчики. А мы просо вытопчем, вытопчем…” и т. д.

На столах журналы "Колобок”. Группам детей предлагается хором прочесть потешки и диалоги-шутки о труде и лени.

У. Я знаю, вы очень любите еще один вид русского народного творчества – загадки.

Дети читают загадки с карточек и отгадывают их.

У. А теперь я вам загадаю загадку, а вы найдите у меня на столе предметы, которые являются отгадкой.

– Сама не ест, а всех кормит. (Деревянная ложка).
– Ростом разные игрушки, но живут они друг в дружке. (Матрешка.)
– Легко, кругло, а за хвост не поднять. (Клубок)
– В маленьком амбаре, держат сто пожаров. (Коробок спичек.)
– Зубов много, а ничего не ест. (Расческа.)
– Свернешь – клин, развернешь – блин. (Зонт.)
– Без крыльев, без тела за тысячу верст прилетела. (Радиопередача.)

У. Итак, заканчивается наш урок-радиопередача. Мы попытались прикоснуться к старине, к народной мудрости. В каком виде дошли до нас высказывания сказителей?

Д. Сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, шутки, песни, потешки.

У. Урок окончен. Всем спасибо. Мы прощаемся с радиослушителями.

Звучат плясовые наигрыши.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru