урок

Цели:

показать значимость человека в добрых делах для общества, воспитание в детях умения прийти на помощь, быть благородными в жизни.

Оборудование:

книги для чтения А.П.Гайдар "Тимур и его команда”,

фотографии с различных мероприятий школы,

фильм "Тимур и его команда”.

1. Организационный момент

Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам что-то новое. Желаю вам:

Ум и сердце в работу вложить,
Каждой секундой в труде дорожить.

У нас сегодня гости. Недавно тоже приходили гости. Не припомните, какую тему мы обсуждали? "Давайте говорить друг другу комплименты” А что такое комплимент? (Доброе, приятное слово в адрес другого человека). Помните, как сказано о силе слова:

"Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…”.

Как оно важно, это доброе слово, как оно может поддержать, подбодрить, порадовать, осчастливить другого человека. Вы согласны со мной?

2. Введение в тему

А доброе дело? Так ли важно делать добрые дела? Зачем? (Для укрепления своей репутации в обществе, ради одобрения людей, ради похвалы или безвозмездно и бескорыстно). Какое дело считается добрым и важным? Можно ли считать добрым делом, если человек требует награду или похвалу за сделанный поступок, то есть не от чистого сердца, а из корыстных побуждений? А по отношению к кому люди должны быть добрыми? Имеет ли значение время, в которое живёт человек? В какое время совершается больше добрых дел: в военное или мирное? Значит, и дела должны быть разные в зависимости от времени. (Рассуждения детей по поводу ответственности и бескорыстности)

Л.Н.Толстой сказал: "Часто добрый поступок может быть рискованным. Людей, которые готовы брать на себя ответственность и делать добро, часто называют чудаками или ненормальными”. Казалось бы, занимайся своими делами, отдыхай, играй, зачем помогать другим? Но нет, люди делают добро другим, не считаясь со своим временем, усталостью. Надо ли это или пусть другие помогают?

Отличаются ли люди, дети, жившие 50, 60, 70 лет назад, например, Тимур, ребята из его команды, Ольга, Женя, Квакин, Пичуга, от вас сегодняшних? Чем? Почему? Итак, вы поняли тему урока? Запись открывается на доске: "Добрые дела вчера, сегодня, завтра” по произведению А.П.Гайдара "Тимур и его команда”.

3. Обсуждение прочитанного

Героем литературного произведения может стать человек любого возраста. Нас интересуют сейчас герои, ваши ровесники или чуть постарше.

Эпоха детства, пожалуй, самая ответственная в жизни человека, она во многом определяет, как и зачем будет жить человек дальше, каким он будет взрослым, какие поступки будет совершать в своей жизни.

Зачем А.П. Гайдар рассказал нам эту повесть?

Итак, кто, на ваш взгляд, главный герой произведения? Почему? Тимур серьезен не по годам, ответственный, целеустремленный.

Почему ребята уважали Тимура? За какие черты характера?

Почему Тимур решил помогать семьям военных?

Почему ребята с радостью выполняют поручения? Как они относятся к заданиям? (Они так понимают служение Родине, раз не берут в армию, будем работать здесь, помогая старикам и детям)

Уважение и ответственность в каждом деле, маленьких или больших не бывает. Важно всё. Давайте посмотрим отрывок из фильма, где ребята успокаивают соседскую девочку. Важное ли это дело? Приведите примеры из текста, которые подтвердят, что ребята ко всем делам относятся серьёзно. Легко ли помогать? Ведь сами герои-дети. Делают играючи, легко, но очень ответственно. (Примеры из текста: дрова, вода в бочку, коза Нюрка, утешение девочки, серьезный разговор с компанией Квакина).

Почему ребята делают добрые дела тайно, не восхваляя себя? Бескорыстно. Так зачем же Гайдар написал эту повесть? Это было другое время, военное, давнее.

4. Жизненный опыт

А в наше время возможно совершать добрые дела тайно, или они никому не нужны? Представьте себе ситуацию: ваш дачный поселок, ваша компания, друзья. Как вы проводите время? Приходило ли вам в голову создать команду не спортивную, а для помощи? Или сейчас в этой помощи никто не нуждается? Ведь бочку заполнять не надо, есть насосы, шланги. Вместо дров обогреватели, а коз никто не держит. Может быть, в добрых делах сейчас нет необходимости? Рассуждения детей.

Показ фотографий с добрыми делами учеников нашей школы.

Оказывается, в наше время тоже можно совершать добрые, полезные дела совершенно бескорыстно, не требуя похвалы и награды за это. Детский дом, госпиталь для ветеранов, помощь и поддержка детей-инвалидов, волонтеры, благотворительность, уступить место в транспорте, донести тяжелую сумку, собрать мусор, макулатуру и так далее. Мы тоже можем и тоже это делаем. Даже просто сказать доброе слово человеку, поддержать его, покормить бездомное животное, провести субботник и убрать территорию. Нуждается ли наше время в таких Тимурах? 
Помните, мы учили стихотворение? "Ребенок спросил ни с того ни с сего, а ну-ка скажи, что красивей всего? Да вот так вопрос, что красивей всего? Ответить я сам не сумел на него”…

5. Подведение итогов, выводы

Давайте попробуем ответить, что может быть красивей добрых, важных, нужных дел, поступков, которые совершает человек? Так о чем мы сегодня говорили? Что для себя поняли?

А что говорит об этом Л. Н. Толстой: "Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что сделал людям хоть каплю добра…”.

Трудно жить в обществе, в котором люди не готовы хотя бы изредка делать добрые дела, помогать другим, в том числе и незнакомым людям. Когда я готовилась к этому уроку, то обнаружила в интернете результаты опроса о добрых делах. 84% опрошенных считают, что добрые дела могут совершать только особенные люди и только 12% опрошенных считают, что любой человек. А как считаете вы?

Значит, добрые дела может совершать каждый из вас и это хорошо и для других, и для самого человека. Брать на себя ответственность и чувствовать свою необходимость. Я благодарю вас за сегодняшнюю работу. Спасибо.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru