урок

Цель:

продолжить знакомить учащихся с творчеством С. А. Есенина,

показать красоту его поэзии,

развивать наблюдательность,

воспитывать нравственные и эстетические чувства,

раскрывать творческий и эмоциональный потенциал учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

1. Дети читают наизусть стихи А. Блока и С. Черного.

Учитель: Ребята вы хорошо читали стихи. А теперь я вам почитаю:

Кончил учитель урок,
Мирно сидит на крылечке.
Звонко кричит петушок.
Скачут барашки, овечки.
Солнце за гору ушло,
Светит косыми лучами.
В воздухе сыро, тепло,
Белый туман за прудами.
Старый учитель сидит,
Верно устал от работы.
Завтра ему предстоит
Много трудов и заботы.

Это отрывок из стихотворения "Учитель”, а написал его известный вам Александр Александрович Блок.

III. Изучение нового материала.

Беседа о поэте.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.

– Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот кто не ходит в школу.

– Кто его автор? Это первое напечатанное стихотворение поэта. Посмотрите на портрет поэта. Всмотритесь в это лицо. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким был, человеком Сергей Александрович Есенин? (Он молодой и красивый, у него очень добрые и умные глаза. Он задумчивый и мечтательный)

Учитель: Недаром имя у него Есенин. Есенин – весенний гений, так хорошо рифмуется. В нем действительно что-то весеннее. Он гордость русского народа. Его стихи – живой родник. Посмотрите, какое одухотворенное лицо, глаза устремленные в даль. Губы слегка приоткрыты, словно он что-то шепчет. А может в этот момент и рождаются строки стихотворений.

Дети через мультимедиапроектор знакомятся с биографией поэта.

Сергей Александрович Есенин (1895–1925)

Сергей Александрович Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику исполнилось два года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Сыновья деда были гораздо старше Есенина. Позднее, вспоминая о своем детстве, он рассказывал: "Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду.… После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах”. А дед радовался и говорил: "Он так крепче будет”.

Целые дни летом проводил мальчик на воле. Он любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой березке и душистой черемухе, любил цветы, животных…

В осенние и зимние вечера, забравшись на лежанку, любил он слушать бабушкины сказки, ее грустные степные песни. Хотелось самому сочинять, и свои первые стихи он сочинил в девять лет.

Учился Есенин в сельской школе, которую окончил с похвальной грамотой. После окончания школы его отправили в другое село в закрытую церковно-учительскую школу. Родные хотели, чтобы он стал учителем, но Есенин не хотел быть учителем и уехал в Москву. Ему шел тогда семнадцатый год.

Первое напечатанное стихотворение Есенина "Береза” появилось в 1914 году в первом номере журнала для детей "Мирок”. В этом же журнале были напечатаны и другие стихотворения, которые вы прочтете в этой книге. Но "писать для детей – надо особый дар иметь”, – говорил Есенин и редко писал для них. В 1916 году вышла первая книга стихов Есенина. Ее приняли сразу и очень горячо. С тех пор стихи его часто печатались в журналах, выходили отдельными книгами.

В одном из своих стихотворений Есенин писал:

Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.

И нежной, тревожной любовью к человеку, к земле, к своей родине пронизано все его творчество

Физкультминутка.

Игра "Найди рифму”

Старый дедушка сел у стола,
Наклонился и дует на блюдце,
Вон и бабушка с печки сползла,
И кругом ребятишки (смеются)
А. Блок "Снег, да снег”

И так уж ворона довольна,
Что весна и дышать ей (привольно)
А. Блок "Ворона”

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому (попасть)
А. Блок "Зайчик”

Звучит инструментальная музыка.

Есенин живет с природой одной жизнью. Он как бы растворен в малиновой шири полей, в голубом летнем вечере, в алом свете зари. Деревья, цветы, травы находятся с ним в родстве, поверяют ему свои тайны.

Улыбнулись сонные березки
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки
И горят серебряные росы.

А сколько цветов в стихах Есенина! В приокских заливных лугах такое обильное разнотравье, такая гамма красок! Это не могло пройти мимо поэта: ромашки, васильки, кашка, ландыши, гвоздики, колокольчики – все они попали в стихи поэта.

Самое дорогое в Есенине – образ родной природы: лесной, среднерусской, рязанской, переданной с ошеломляющей свежестью.

Есенин – такой мастер художественного образа, которого в полном смысле слова можно назвать поэтом – художником.

Самое драгоценное в нем (Есенине) – образ родной природы: лесной, средне – русской, рязанской, переданной с ошеломляющей свежестью.

Есенин – такой мастер художественного образа, которого в полном смысле можно назвать поэтом – художником.

IV – Работа над стихотворением Есенина "Черемуха”

1. Дети читают стихотворение наизусть.

2. Объясните слова в голубой рамочке.

Медвяная – имеющая вкус или запах меда.
Пряная – острая и ароматнная по вкусу и запаху.\Проталинка – место, где стаял снег и появилась земля.
Гремучий – производящий громкие звуки.
Вкрадчиво – старающийся вызвать доверие, расположение к себе.

3. Прочитайте стихотворение еще раз неторопливо.

– Какие строчки стихотворения особенно запомнились, понравились?

– Какие слова выбирает поэт, чтобы услышали, как поет ручей?

– Какой вы представляете черемуху?

4. Прочитайте стихотворение выразительно.

– Почему стихотворение проникнуто любовью к природе?

V. Работа в группах.

Мы будем рисовать экран нашего настроения. Вспомним каждую из картин и наши ощущения. Передадим это в рисунках.

Расскажем, что вы чувствовали, когда слушали стихотворение.

Во время работы в группах звучат романсы на стихи Есенина.

VI. Анализ работ.

У каждого из вас свои картины получились. Они и похожи, и чем-то различаются.

VII.  Итог урока.

– Кто доволен своей работой?

– Кому захотелось выучить стихотворение наизусть?

– Кому захотелось создать иллюстрацию?

VIII. Заключительное слово учителя.

Есенин – одно из ярчайших проявлений русского гения. Вместе с ним мы любим и ненавидим, мечтаем и разочаровываемся, страдаем и радуемся. Вместе с ним Россиею живем!

Имя Сергея Есенина будет всегда почитаемо и любимо народом. Стихи его зовут к добру, свету, воспитывают чувство красоты, любовь к родине, к прекрасному на земле.

Есенин – одно из ярчайших проявлений русского гения. Вместе с ним мы любим и ненавидим, мечтаем и разочаровываемся, страдаем и радуемся. Вместе с ним Россиею живем!

Человек будущего также будет читать Есенина, как его читают сегодня. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь живой поэзии.

Вот она истинная судьба Поэта века! Щедрая, дерзкая, прекрасная, тревожная, полная драматических раздумий, сомнений, радости, света…

IX. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.

Найти и прочитать другие стихотворения поэта.

Нарисовать иллюстрацию.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru