урок

Цели:

Обобщить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкине.

Расширить диалогическую речь учащихся, творческие способности детей.

Воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Оборудование: выставка книг, портрет писателя, иллюстрации к сказкам, инсценировка сказки, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово.

Слайд 1. (портрет А.С. Пушкина)

На предыдущих уроках мы с вами знакомились с творчеством А.С. Пушкина, узнали его биографию, прочитали много стихов и сказок этого великого русского поэта-сказочника. При жизни его называли «Солнцем русской поэзии». Прошло больше 100 лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же крепка, стихи его становятся всё ближе, дороже и нужнее.

III. Ребята, сегодня мы проведем КВН по произведениям А.С. Пушкина.

За каждый правильный ответ вы получите звездочку, а в конце мы выявим, какая команда победила.

1. «Биография А.С. Пушкина»

Где родился А.С. Пушкин? (в Москве)

Когда он родился? (6 июня 1799 года)

Каким был А.С. Пушкин в раннем детстве? (толстенький, увалень)

Как звали няню А.С. Пушкина? (Арина Родионовна)

Какая фамилия была у Арины Родионовны? (Яковлева)

Как ласково называла его няня? (Мой свет, ясно солнышко, милый ангел)

Что говорила няня укладывая спать (спи глазок, спи другой, о хорошем думай)

Имя прадеда А.С. Пушкина. (Абрам Ганнибал)

Как звали бабушку А.С. Пушкина? (Мария Александровна)

В каком учебном заведении учился А.С. Пушкина? (Царский лицей)

Молодцы!

Ребята, кто сказал слова: «Что за прелесть эти сказки!» (А.С. Пушкин)

Да, ребята это Александр Сергеевич написал своему брату из Михайловского.

Ну что ж отправляемся смело вперёд.
Нас пушкинских сказок ждёт городок.

Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. В длинные, зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна. Как и в детстве рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено – и сказочный мир расцветал вокруг Пушкина. Под его лёгким и быстрым пером некоторые из его сказок превращались в свободные и певучие стихи. Чтобы разойтись по всей стране, по всему миру обрадовать людей и открыть им неистощимые богатства русской поэзии. Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей. Жадных попов, хитрых и невежественных бояр. Каждый, кто прочёл сказки впервые. Будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив в двойне.

2. Инсценировка сказки «Сказка о золотой рыбке»

А сейчас проверим, как вы знаете содержание сказок, насколько вы были внимательны при чтении.

3. Какое из выражений не принадлежит сказкам А.С. Пушкина?

Укажите правильный ответ.

Задание А

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

Жил старик со своей старухой 
У самого синего моря.

Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.

А сама то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Жил-был поп,
Толоконный лоб,
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.

В долгом времени аль вскоре
Приключилось им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.

Задание Б

Вы видите предметы: (яблоко, яйцо, орешек, сеть, лук)

Слайд 3. Какой из них не связан с событиями сказок А.С. Пушкина?

Задание В. 

Внимание! На экране герои сказок. Кто из них является героями сказок А.С. Пушкина?

Из каких они сказок?

Какие из иллюстраций написаны к сказкам А.С. Пушкина?

Из каких они сказок?

IV. Узнайте сказку.

1) В какой сказке « Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»?

(«Сказка о царе Салтане…»)

Какое из перечисленных чудес не описано А.С. Пушкиным?

Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная,
Да затейница какая.

Кони ржали и храпели.
Очи яхонтом горели;
В мелки кольца завиток,
Хвост струиться золотой,
И алмазные копыта
Крупным жемчугом обиты.
Любо-дорого смотреть!

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге-
И останутся на бреге 
Тридцать три богатыря.

Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает-
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

Какое четверостишие подходит к рисунку из данной сказки?

Что за стража обходила дозором славный город? (33 богатыря)

Кто возглавлял чудесное войско? (Дядька Черномор)

В кого превращался царь Гвидон? (В муху, комара, шмеля)

Кем был злой коршун, который хотел погубить царевну Лебедь? (Чародеем)

Из слова КОРАБЕЛЬЩИКИ необходимо составить как можно больше слов.

Откуда этот отрывок?

«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного?»

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Давайте вспомним подробности сказки.

«Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива».

Чей это портрет? (Портрет царицы-мачехи.)

Кому отдала царица приказ:

«Весть царевну в глушь лесную,
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам».

(Чернавке, сенной девушке своей.)

К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (К солнцу, месяцу, ветру)

С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу?

«Свет мой зеркальце, скажи
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и беле».

Каким фруктом отравилась царевна? (яблоком)

Чем закончились поиски царевича Елисея?

Узнай сказку по следующим словам.

Базар, жадность, лошадь, оброк, море, щелчок. («Сказка о попе и работнике его Балде»)

За, что согласился служить Балда попу? (В год за 3 щелчка)

Как работал Балда? («Работает за семерых, досветла всё у него пляшет. Лошадь запряжёт, полосу вспашет. Печь затопит, всё заготовит, закупит.»).

С кого велел собрать недоимки за 3 года? (с чертей)

За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? (за три года)

Кого послал старый бес соревноваться с Балдой в хитрости ? (…вышлю к тебе внука)

Кто бегал на перегонки с чертёнком? (заяц)

Чем закончилась данная сказка? (Балда отдал оброк и стал требовать платы. С первого щелчка подпрыгнул поп до потолка, со второго щелчка лишился поп языка, с третьего щелчка вышибло ум у старика.)

Физминутка:

Давайте проверим, не забыли ли вы героев сказок А.С. Пушкина. Будьте внимательны! Я назову персонажей различных сказок, и если эти герои – из сказок Пушкина, то вы хлопните в ладоши. Если герои не относятся к произведениям Пушкина – присядете.

Золотой петушок, Царевна-лягушка, Шамаханская царица, Чебурашка, Черномор, Иван-царевич, Балда, Кот в сапогах, Ткачиха с Поварихой, гномы, Царевна Лебедь, Красная Шапочка, Семеро козлят, Золотая рыбка, Барби, Чародей, зеркальце.

Из какой сказки этот отрывок?

«Кири-ку-ку.
Царствуй лёжа на боку».

(«Сказка о золотом петушке»)

Где сидел петушок? (на спице)

Как петушок предупреждал об опасности? (Поворачивался на спице в сторону опасности и кричал)

Что просил в награду об услуге мудрец-звездочёт? (исполнить его первую волю)

Какова была воля звездочёта? (Подарить Шамаханскую царицу)

Задание: найти спрятанные в таблице слова и назовите сказку, в которой все эти слова встречаются. Слова могут располагаться горизонтально, вертикально.

 а 

 п 

 р 

 г 

 у 

 в 

 л 

 а 

 д 

 ы 

 ч 

 и 

 ц 

 а 

 н 

р

ы

б

к

а

о

ч

р

о

г

а

я

п

о

а

м

т

ь

о

л

д

в

о

р

я

н

к

а

м

т

с

о

н

ы

и

а

ы

п

т

ф

й

м

л

у

ф

я

м

е

т

т

з

к

ь

р

а

т

о

х

з

э

н

е

в

о

д

у

й

я

о

ц

а

р

и

ц

а

д

б

ю

з

х

м

н

ж

щ

ы

к

е

т

о

ц

«Сказка о рыбаке и рыбке».

Сколько лет жил старик со старухой? (30 лет и 3 года)

Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал рыбку? (3 раза)

Что просила старуха? (новое корыто, избу)

Кем она хотела стать? (столбовою дворянкой, вольною царицей)

Какое желание рыбка не исполнила? (стать владычицей морской )

Домашнее задание

Ребята домашним заданием было приготовить вопросы по сказкам А.С. Пушкина.

Каждая команда по очереди будет задавать вопросы своим соперникам.

Вспомните сказки. Вместо точек поставьте нужное слово

Царь … (Дадон, Салтан )

Князь … (Гвидон)

Королевич … (Елисей)

Работник … (Балда)

Дядька … (Черномор)

Царевна … (Лебедь)

Сенная девушка … (Чернавка)

Сватья баба … (Бабариха)

Пес … (Соколко)

Остров … (Буян)

Рыбка … (Золотая)

8) Расшифруйте название сказки

 

А

Б

В

Г

Д

Е

1

Ц

С

Е

Б

Ж

Я

2

А

Г

Ы

П

М

Т

3

Р

К

З

Д

И

В

4

О

З

Х

У

Н

Ч

 5 

 Ш 

 Ю 

 Ё 

 Л 

 И 

 Щ 

 

1-е слово
1б, 3б, 2а, 3в, 3б, 2а

2-е слово


3-е слово
2д, 5в, 3а, 2е, 3е, 4а, 5д

4-е слово
1а, 2а, 3а, 1в, 3е, 4д, 1е

          

1-е слово
1б, 3б, 2а, 3в, 3б, 2а

2-е слово


3-е слово
1а, 2а, 3а, 1в

4-е слово
1б, 2а, 5г, 2е, 2а, 4д, 1в

Заключительным испытанием нашего КВН будет разгадывание кроссворда.

Кроссворд

Как звали князя в сказке о царе Салтане?

Во что посадили царевну и её сына?

Кто помогал Гвидону в исполнении его желаний?

Как звали работника попа?

«Посмотрим , какова у тебя сила
Видишь там сивая …» (сказка о попе и его работнике Балде)

С кем царевна была: 
«Добродушна, весела
С ним приветливо шутила
И красуясь, говорила »

На что посадили петушка?

Что вынул неводом старик второй раз?

Кем хотела стать старуха?

V. Подведение итогов конкурса.

Вот и всё. Последней сказки
Закрываем мы страницу!
В путешествии волшебном
Очень быстро время длится
Были вы, друзья отважны,
Не боялись злых героев
В жизни, верьте, очень важно
За друзей стоять горою!
Ну, а если захотите  
В Лукоморье возвратиться,
То чудесные мгновенья
Могут снова повториться
В этом вам поможет книга!
Стоит в руки её взять,
И любимые герои с вами встретятся опять!

Награждение.

VI. Итог урока:

– Вы так хорошо работали на уроке, молодцы! Я надеюсь, что сказки Пушкина навсегда останутся в вашем сердце.

Захотелось ли вам ещё ближе познакомиться с произведениями А.С. Пушкина?

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru