урок

Цели:

Научить через ключевые слова постигать суть произведения, понимать его идею; обучать умению находить ключевые слова, составлять «картинный» (рисованный) план.

Развивать навыки выразительного чтения; воображение, творческое мышление, память, связную речь учащихся.

Воспитывать смелость, формировать нравственные представления о героизме, о храбрости; вызвать сопереживания детей к героям рассказа.

Оборудование: определение понятия «ключевые слова», высказывания Марины Цветаевой и А.С.Пушкина; распечатанный на компьютере текст рассказа «Прыжок», простые карандаши, «Читательские книги».

«А что есть чтение – как не разгадывание,

извлечение тайного, оставшегося за

строчками, за пределами слов».

М.И. Цветаева

 

«Чтение – ничто: осмысленное

чтение – кое-что; чтение осмысленное

и прочувствованное – совершенство»

А.С. Пушкин

 

Ход урока

I. Слово учителя.

- Каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донёс до читательского сердца то, что его самого волнует до глубины души. У писателей для этого есть свои методы, формы и средства. И они самые различные.

Сегодня мы с вами поучимся постигать тайны художественного произведения, понимать его основную мысль, то есть идею. А для этого мы должны уметь, во-первых, внимательно слушать текст, во-вторых, уметь вчитываться в текст произведения, и, наконец, уметь рассуждать с опорой на текст.

Давайте обратимся к высказыванию М.И.Цветаевой. (Дети читают высказывание и объясняют, как они понимают слова Цветаевой). Мы сегодня постараемся разобраться в том, что осталось за строчками, за пределами слов.

А ещё мы поучимся находить в тексте слова, которые помогают понять эмоциональное состояние героев, их поступки, а также помогают раскрыть суть рассказа, его идею. Такие слова называются ключевыми (записываем определение в тетрадь). Ключевые слова – слова, помогающие раскрыть истинный смысл произведения, постичь его «тайну».

Чтобы представить себе картины, которые автор рисует словесно мы попытаемся нарисовать их не только в своем воображении, но и в наших «Читательских книгах» (они заранее лежат перед каждым учащимся вместе с текстом рассказа и простыми карандашами. Учитель все рисует и пишет на доске.)

II. Чтение рассказа учителем.

III. Слово учителя.

- Итак, рассказ прочитан. Наверное, на каждого он произвел какие-то впечатления, которые сразу трудно сформулировать. Чтобы понять то главное, что хотел нам сказать Л.Н.Толстой в этом рассказе, мы проанализируем его абзац за абзацем. Наша задача – в каждом абзаце найти ключевые слова и отразить их в «Читательских книгах».

Откройте «Читательские книги». Обратите внимание, что цифрами обозначены абзацы, буквой М обозначается мачта, буквой П палуба (в процессе работы мы ещё прибегнем к условным обозначениям): О – обезьяна, М – мальчик, Л – люди (матросы), К – капитан.)

Работа с текстом рассказа «Прыжок». (каждый абзац вслух перечитывает один из учащихся, остальные карандашом выделяют «ключевые» слова)

1. Краткий пересказ 1 абзаца.

Вопросы:

- Почему весь народ был на палубе? (Погода была тихая).

- О каких персонажах говорит здесь автор? (Обезьяна, народ: раз речь идёт о корабле, то детям не трудно догадаться, что народ – это матросы. В конце рассказа звучит это слово).

- Что происходит на палубе? Как ведёт себя обезьяна? Как ведут себя люди? (Дети зачитывают «ключевые» слова: обезьяна «вертелась», «забавлялась», «корчилась», «передразнивала», «еще больше расходилась»; люди «забавляются» - и записывают эти слова в «Читательских книгах»).

2. 2 абзац.

Вопросы:

- Что сделала обезьяна? Каковы действия мальчика? Как ведут себя люди? (Дети находят «ключевые» слова: обезьяна «прыгнула», «сорвала шляпу», «надела», «живо забралась на мачту»; мальчик «не знал, смеяться… или плакать»; люди «засмеялись» - записывают «ключевые слова» в «Читательские книги»).

3. 3 абзац.

Вопросы:

- Что происходит с обезьяной, мальчиком и матросами? (Дети проделывают ту же работу, что и с предыдущими абзацами. «ключевые» слова: обезьяна «сняла шляпу», «стала рвать», «дразнила», «делала рожи», «взобралась еще выше»; мальчик «погрозил ей», «крикнул», «покраснел», «скинул куртку», «бросился за обезьяной», «взобрался по веревке»; матросы «громче стали смеяться»).

4. 4 абзац.

Вопросы:

- Что происходит дальше с персонажами рассказа? (Обезьяна «поманила», «полезла выше», «корчилась», «показывала зубы», «радовалась», «повесила шляпу на край перекладины»; мальчик - «разобрал задор», «он не отставал», «раззадорился», «ступил на перекладину, покачивая руками»; матросы «замерли от страха». Разбираем значение слова аршин.)

Аршин – старинная мера длины, равная 71 см.

Детей заинтересовывает выражение «задняя рука», но тут же они сами разъясняют (многие из них видели обезьян), что кисти на задних конечностях этих животных такие же, как и на руках.

5. 5 абзац.

Вопросы:

- Что происходит с мальчиком? Как ведут себя матросы? (Мальчик может «разбиться в дребезги»; матросы «молча смотрели… и ждали, что будет»).

6. 6 абзац.

Вопросы:

- От чего мальчик опомнился? Какими словами автор передает угрозу жизни мальчика? (Матросы – «кто-то ахнул от страха»; мальчик «от… крика опомнился, глянул вниз и зашатался»).

7. 7 абзац.

Вопросы:

- Какой новый персонаж появляется в 7 абзаце? Зачем он вышел из каюты? Что сделал капитан, увидев сына на мачте? Что происходит с мальчиком? (Капитан «вышел…, чтобы стрелять чаек», «увидел сына», «прицелился», «закричал: «Прыгай …в воду! Застрелю!»; мальчик «шатался, но не понимал». Здесь в качестве физкультминутки детям предлагается встать, «схватиться» руками за воображаемую палубу, закрыть глаза и представить, что это они находятся на месте мальчика. Какое же чувство испытал каждый из них? Можно предложить расставить руки в стороны и попытаться сделать несколько шагов по воображаемой перекладине. Легко ли это сделать, если, упав с такой высоты, можно разбиться вдребезги?)

- Что заставило мальчика прыгнуть вниз? (Крик отца: «Прыгай, или застрелю! Раз, два, три!»; мальчик «размахнулся головой вниз и прыгнул»)

8. 8 абзац.

Вопросы:

- Что случилось с мальчиком? Как ведут себя матросы? (Мальчик – «точно пушечное ядро, шлёпнулось тело мальчика в море» (объяснить, что это сравнение – одно из средств образной выразительности) дети объясняют, что это сравнение помогает представить быстроту прыжка мальчика; «секунд через сорок … вынырнуло тело мальчика» (дети думают и объясняют, почему эти сорок секунд показались всем долгими – все очень переживали за жизнь мальчика); «у него изо рта и из носа полилась вода», «стал дышать»; матросы - «двадцать молодцов матросов прыгнули в море», «схватили (мальчика) и вытащили на корабль»).

9. 9 абзац.

Вопросы:

- Что произошло с капитаном, когда он все это увидел? Почему капитан плакал? («вдруг закричал, как будто его что-то душило» (Что же могло «душить» капитана? Дети отвечают, что это чувство тревоги за сына); «убежал в каюту», «плачет». Дети рассуждают, что отец мог убить сына. Он плакал от потрясения и от счастья, что сын остался жив).

IV. Слово учителя.

- Итак, абзац за абзацем мы проанализировали рассказ «Прыжок», не просто прочитали, а, работая с текстом рассказа, отразили все самое важное в «Читательских книгах».

- Понятно ли вам, почему капитан грозил застрелить сына? Было ли у него время подумать, как иначе спасти сына? (Времени на раздумья совсем не было – надо было быстро принимать решение.)

- Можно ли винить обезьяну, в том, что с мальчиком чуть ли не произошло несчастье? (Пожалуй, нет, ведь она не человек, и для неё все это было лишь «игрой» с мальчиком.)

- Какова же идея рассказа? Ради чего автор рассказывает эту историю нам? (Этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья–та жизнь. В рассказе «Прыжок» жизнь мальчика зависела от решения отца. Выстрел отца – это поступок. Если бы сын не прыгнул в воду, то он бы упал на палубу и разбился.)

- Какие слова помогли нам раскрыть идею произведения? («ключевые» слова)

- Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? (Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.)

- Можно ли название рассказа тоже считать «ключевым» словом? (Учитель объясняет, что название – это вытолкнутый на поверхность смысл произведения. Да, «прыжок» – это тоже «ключевое» слово.)

V. Итог урока.

Работа с высказыванием А.С.Пушкина.

- Прочитайте высказывание А.С.Пушкина. Согласны ли вы с мнением великого поэта? Как вы думаете, почему мы обратились именно к этим словам Пушкина? (Дети отвечают, что на уроке они не только прочитали рассказ Толстого «Прыжок», но и смогли осмыслить и прочувствовать то, что хотел сказать читателю автор.)

Слово учителя.

Если автор решил рассказать об этом нам, значит, он хочет, чтобы и мы учились совершать поступки, принимать правильные решения в той или иной ситуации, не трусили, когда нужно проявлять храбрость.

Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Прыжок».

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru