урок

Цель: Расширять и систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки».

Задачи:

Образовательные. Обобщить и систематизировать знания детей по русским народным сказкам.

Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лиса и козёл». Продолжать формировать умения работы с текстом и оценивания персонажей по их поступкам и особенностям речи.

Коррекционно-развивающие. Развивать диалогическую речь посредством беседы. Развивать и активизировать словарь учащихся через уточнение и объяснение значения «трудных» слов и выражений;

Воспитательные. Воспитывать нравственные качества личности детей через анализ содержания художественного произведения.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: растяжка на классную доску «Чудесный мир сказок»; буквы на магнитах для составления слова, сюжетные иллюстрации к сказке на формате А-4; раздаточный материал на каждого учащегося: цветные карточки со словарным материалом для читающих детей и предметными картинками для не читающих детей; набор сюжетных иллюстраций, отображающих последовательность событий в сказке, набор лиц, отображающих эмоциональные состояния людей, конверт с пословицей, разрезанной на слова.

Продолжительность урока: 40 минут.

Ход урока

1. Организационный момент

– Сядьте удобно, правильно и приготовьтесь работать.

Глаза смотрят и все видят,
Уши слушают и все слышат,
Ноги и руки не мешают, а помогают.
Поднятая рука – это сигнал о том,
Что вы знаете и готовы сказать…
А голова думает…

Артикуляционная гимнастика

– У нас урок чтения и нам предстоит много читать и говорить, поэтому начнём с артикуляционной гимнастики.

Мы расселись по порядку, 
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими язычками.

– Приготовились и чётко произносим гласные буквы сначала слева направо, а затем справа налево. (Читают со школьной доски по цепочке, дети с нарушением зрения работают с индивидуальными карточками).

АОУЫИЭ

АЫОУЭИ

ОУАЭИЫ

УЫОИАЭ

ЫЭАОИУ

2. Актуализация знаний

– Хорошо. Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать по лексической теме «Чудесный мир сказок».

– Перед вами иллюстрации к знакомым произведениям («Теремок», «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка»). Чтобы определить жанр этих произведений вам надо собрать слово из отдельных букв (СКАЗКА).

– Правильно, это всё русские народные сказки. А почему они так называются? (Придумал русский народ, и сказки передаются из поколения в поколение).

– А сейчас мы с вами поиграем и узнаем, как хорошо вы знаете русские народные сказки. Я буду вам читать загадки, а вы должны отгадать сказку и поднять карточку с её названием. (Детям раздаются карточки с названием сказок, а не читающим детям – карточки с иллюстрациями).

Сказки просят:
– А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Мышка дом себе нашла.
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов. (Теремок)

– Как выскочу,
Как выпрыгну
Пойдут клочки
По закоулочкам! (Заюшкина избушка)

Испекла бабуля деду –
Дед остался без обеда:
В лес мальчишка убежал,
На носок лисе попал. (Колобок)

Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Репка)

Возле леса, на опушке,
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

– Молодцы, вы хорошо знаете сказки.

Физкультминутка

Цель: снятие напряжения мышц плечевого пояса.

Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

– Молодцы, садимся на свои места, расправили плечи и продолжаем работать.

3. Основная часть

Подготовка к восприятию сказки

– Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Может быть, кому-то эта сказка уже знакома, но мы постараемся найти в ней что-то новое и интересное. Название сказки вы узнаете, если найдете из предложенных вам слов лишние слова.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

(Читающие дети работают со словарным материалом, а не читающие дети с предметными картинками).

– Прочитайте слова на розовой карточке: собака – корова – лиса – кошка.

– Какое слово здесь лишнее? Почему?

– Правильно, слово «лиса» – лишнее, т.к. обозначает название дикого животного.

– Прочитайте слова на голубой карточке: волк – козёл – белка – заяц.

– Правильно, слово «козёл» – лишнее, т.к. обозначает название домашнего животного.

– Какие слова мы выделили? (Лиса, козел)

– Молодцы, мы с вами узнали название сказки. Сказка называется «Лиса и козел».

Знакомство с произведением «Лиса и козёл»

1. Чтение сказки учителем.

2. «Трудные слова».

– Ребята, вы внимательно прослушали русскую народную сказку «Лиса и козёл». В сказке лиса провалилась в колодец. А как вы думаете, что означает слово «колодец»? – Правильно. Из колодцев люди берут воду для употребления в пищу и бытовых нужд. Это сейчас у нас у всех в квартирах есть кран, и вода течет по трубам. А в деревнях и сёлах есть колодцы, и люди ходят к нему за водой. Раньше колодец рыли всем селом. Колодцы очень глубокие, и вода в них очень чистая и студёная.

– Как вы понимаете выражение «студёная вода»? (Очень холодная.)

Стенки колодца укрепляют, чтобы в них земля не осыпалась.

Посмотрите на доску, на картинке изображено, что колодец сделан из бревен. Эти бревна называются срубом. Над колодцем делают крышу или закрывают крышкой.

– Зачем на колодце нужна крыша? (Чтобы снег и дождь не капали, чтоб листья и мусор не попадали в воду.)

– Правильно, ребята. А зачем укрепляют стенки колодца? (Чтобы не осыпалась земля.)

– Чем укрепляют стенки колодцев? (Брёвнами.)

– Как называются бревна? (Сруб.)

– Молодцы!

3. Чтение по цепочке

– Ребята вы внимательно послушали сказку. Мы выяснили значение трудных слов и выражений, а теперь приготовились читать сказку по цепочке. Внимательно следим по тексту. (Дети читают по 1–2 предложения).

Первичное закрепление материала

1. Беседа по содержанию сказки

– Как лиса попала в колодец? (Лиса упала в колодец.)

– Могла лиса сама вылезти из колодца? Почему? (Нет, не могла. Вылезти было трудно, потому что было глубоко.)

– Как лиса вылезла из колодца? (Она обманула козла, залезла ему на плечи и выскочила из колодца.)

– Какая лиса в этой сказке? (Хитрая.)

– А каким оказался козёл? (Доверчивым, глупым.)

Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного переутомления.

Ах, как долго читали,
Глазки у ребят устали. – Поморгали глазами.
Посмотрите все в окно, – Головой не вертим, бегают одни глазки.
Посмотрите все на дверь.
Посмотрите все наверх. 
Посмотрите вниз.
Глазки бегают влево, вправо, как часики (1-2, 3-4, 5-6).
Зажмурили глаза, открыть и поморгали.

Выборочное чтение. Подбор сюжетных картинок.

2. Работа с пословицей

Детям выдаются конверты, и предлагается составить пословицу и прочитать.

Мы с вами познакомились с русской народной сказкой «Лиса и козел». Скажите, подходит ли к этой сказке пословица «Речи как мед, а дела как полынь»? Почему? (Речи – сладкие, а дела – горькие.)

Домашнее задание

Читать разговор лисы и козла по ролям.

Рефлексия. Итог урока

– Ребята у вас на партах лежат две картинки: один малыш улыбается, а другой плачет. Если вам на уроке было интересно, то поднимите карточку, где малыш улыбается. А если вам было грустно и неинтересно, то поднимите карточку, где малыш плачет.

– Я очень рада, что вам урок понравился. И хочу похлопать в ладоши …(Имя ребёнка) за хорошую работу. …(Имя ребёнка), а кому похлопаешь ты?

Давайте все похлопаем …(Имя ребёнка).

(Имя ребёнка), а ты кому похлопаешь?

Прозвенел для всех звонок.
Всем спасибо за урок.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru