урок

Цели: Познакомить с творчеством В.Осеевой; учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль; продолжать работу по совершенствованию навыка сознательного правильного выразительного чтения.

Учить анализировать поступки героев и оценивать свои, отличать хорошее от плохого.

Работать над развитием речи, мышления. Развивать умение читать в лицах, с помощью интонации передавать состояние героев

Формировать представление о честности, отзывчивости; формировать нетерпимое отношение к отрицательным поступкам

Оборудование:

Портрет В.А.Осеевой

Выставка произведений В.А.Осеевой

Тексты рассказа (у каждого)

Иллюстрация к рассказу

Пословицы

Что посеешь, то и пожнёшь.

Как аукнется, так и откликнется.

Не по виду суди, а по делам гляди.

Надпись на доске 
«Всё прекрасное на земле от солнца, а всё хорошее от Человека» 
М.Пришвин 

«В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других»
Л.Н.Толстой

«Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это Мать»
Н.А.Островский

«Поведение – зеркало, в котором каждый показывает свой облик»
В.Гёте

Ничто не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость
М.Сервантес

Лист бумаги и авторучка (у каждого)

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей урока

3. Проверка домашнего задания

Что было задано?

- Ваше впечатление о прочитанном?

- Какие чувства вы испытали при прочтении рассказа?

- Был ли моменты, когда вы переживали? Поделитесь ими.

- Назовите героев этого рассказа.

- Какими вы их представляете?

- Кем была бабушка в семье?

- Как вы думаете, почему автор использовал в заглавии и в тексте такую грубую форму

слова - бабка?

4. Работа над темой урока.

1. Работа по содержанию текста.

- Какие ассоциации у вас вызывает слово бабка?

- А какой показывает нам бабку автор?

- Подтвердите свой ответ отрывком из текста.

- Как в семье относились к бабке? Докажите.

- А таким ли лишним человеком была бабка в семье?

- Докажите отрывком из текста.

- При всей её надобности, где жила бабка?

- Прочитайте.

- Как вы думаете, почему она ворочалась всю ночь? Удобно ли ей было спать на сундуке?

-Как бабка относилась к наставлениям со стороны членов семьи?

- Найдите отрывок из текста, где говорится об этом.

- Какую мудрую мысль можно извлечь из него?

- Обижалась ли на них бабка?

- Всегда ли Борька был грубым с бабкой?

- В какой момент бабка становилась для Борьки «своим человеком»?

- Перескажите этот эпизод.

- Как слушает его бабка?

- Найдите в тексте на странице 2 отрывок, подтверждающий ваши слова.

- Какой наказ даёт бабка своему внуку?

- Можно ли назвать её слова мудростью?

- Что ей ответил Борька?

- А так же внимательно относился Борька к бабке?

- О чём она его просит?

- Почему?

- Чем же отвечает ей внук?

- На кого становится похожим Борька?

- Чем ещё досаждал внук?

2. Чтение по ролям отрывка. Продолжение беседы по прочитанному.

- И вот в гости к Борьке пришёл его товарищ…

- Что изменилось в Борьке с этого момента?

- Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте его по ролям, передавая голосом характер героев.

- Есть ли в этом отрывке слова, которые можно отнести к народной мудрости?

- Зачитайте их и объясните, как вы их понимаете?

- Как родители отнеслись к изменениям в Борьке?

- А в какие моменты бабка чувствовала себя уважаемой в семье?

- Как долго это продолжалось?

- Подберите слова, характеризующие отца и мать в этот момент.

- О чём подумал Борька в момент раздражения против родителей?

- Какой пословицей можно заменить его слова?

- Как вы заметили, плохо ли, хорошо ли, но Борька чаще общался с бабкой. Почему же она относилась к нему с большой заботой?

- А что больше всего интересовало Борьку в бабке?

- Почему?

- Что ответила Борьке бабка?

- Найдите подтверждение своих слов на странице 4.

- О чём это говорит?

- Про те ли слёзы подумал Борька?

- Много ли мы «слышим» слов бабкиной дочки ?

- Как вы думаете почему?

- А что у бабки была за вещица, которую бабка хранила за двумя замками?

- Что можно хранить в шкатулках?

- Почему Борька взял её и тем самым обидел бабку?

- Найдите слова, которые описывают состояние бабки в этот момент.

- Назовите это качество человека одним словом.

3. Постановка проблемы.

- Как вы думаете, чем закончится этот рассказ?

Дети высказывают свои предположения и стараются объяснить, почему они так думают.

4. Чтение заключительной части рассказа.

- Давайте прочитаем заключительную часть и узнаем, чем же на самом деле закончилась это история.

- Почувствовали ли зять, дочь и Борька уход бабки?

- Как вы думаете, изменится ли их отношение к пожилым людям?

- Почему вы так думаете?

- Похожи ли они на тех, кого мы видели в начале рассказа?

- Какими словами автор завершает свой рассказ?

- Подумайте, почему именно этими словами?

- Встречали ли вы такого Борьку?

- А кто в Борьке узнал себя?

5. Творческая работа.

- У вас на парте лежат листы бумаги и ручка. Я предлагаю вам написать письмо либо Борьке, либо его родителям. А потом мы прочитаем по выбору ваши письма и обсудим их.

(Если не хватит время на уроке, то эта работа может быть предложена детям как домашнее задание.)

6. Итог урока.

- Какую цель ставил перед собой автор этого рассказа, когда писал его?

- Что вы взяли для себя из этого произведения?

- На доске вы видите слова великих людей. Попробуйте подобрать к каждому герою cвоё высказывание и обоснуйте свой ответ.

7. Домашнее задание

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru