урок

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Учитель. Сегодня нам предстоят новые открытия в поэзии. Прочитайте строки из стихотворения И.Бунина и скажите, у какого времени года такие краски.

Дети. 

Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный...
– Такие краски у осени.

У. Объясните, почему вы так считаете.

Дети объясняют.

– Какие еще краски у осени? Посмотрите, какая красивая получилась панорама осеннего леса, который мы видели с вами на экскурсии.

На доске – выставка детских рисунков.

– А теперь закройте глаза и представьте, что вы находитесь в осеннем лесу. Какие "разговоры" можно в нем услышать?

Д. Разговор деревьев друг с другом.

У. А вот что услышал в осеннем лесу поэт.

А лес шумит себе кругом,
И в нем ведутся разговоры:
Щебечет птица, жук жужжит,
И лист засохший шелестит,
На хворост падая случайно, –
И звуки все так полны тайной...

Что вы услышали вслед за Николаем Огаревым, когда я читала отрывок из его стихотворения?

Д. Щебет птиц, жужжание жуков, шелест листьев...

У. А теперь припомните запахи осеннего леса.

Д. Пахнет сыростью, прелыми листьями.

III. Постановка целей урока

У. Поэтов переполняют чувства, они включают воображение и сочиняют стихи, подбирая такие слова, которые в обычной речи мы употребляем редко, а в стихах эти слова очень точно отображают то, что чувствуешь. Сегодня мы попробуем себя в роли поэтов, работающих над словом.

IV. Знакомство со стихотворением Н.Берендгофа "Осень"

На доске записано стихотворение Н.Берендгофа "Осень".

У. Некоторые наиболее яркие, образные слова стихотворения закрыты. Давайте попробуем подобрать их. Не забывайте о ритме стихотворения.

Стихотворение читается совместно с детьми.

К нам в (заплаканные) окна
(Равнодушно) дождь стучится,
Над (холодными) лугами
Слышен крик отставшей птицы.
Потемнели и поникли
Ветви (бронзовые) сосен.
Ворон каркает над бором:
– Это осень! Это осень!
Опускается под вечер

Небо (низко) над поляной,
И висят на (влажных) ветках
(Клочья) белого тумана.
Журавли, трубя, промчались,
Унесли на крыльях лето.
– Это осень! – повторяет
Эхо за рекою где-то.

Выслушиваются варианты слов, подобранных детьми для подстановки в стихотворение.

У. А теперь послушайте это стихотворение в том виде, как его сочинил автор.

Учитель читает стихотворение. Дети сравнивают свои варианты с авторским.

V. Работа над стихотворением

У. Поделитесь своими впечатлениями от этого стихотворения.

Д. Оно очень красивое. И грустное.

У. Прочитайте строки, которые поразили своей красотой.

Дети зачитывают понравившиеся им строчки.

– А меня особенно поразили образностью вот эти строки:

...Опускается под вечер 
Небо низко над поляной,
И висят на влажных ветках
Клочья белого тумана...

Как вы себе представляете эту картину?

Д. Я представляю, что вечером над рекой, над лесом разливается туман.

У. Видели ли вы, какое небо в хмурые осенние дни? Какими еще словами можно рассказать о нем?

Выслушиваются ответы детей.

– Мы доказали, что осень в этом стихотворении красивая. А еще она какая?

Д. Грустная, невеселая.

У. Вы заметили, в каких строках это особенно ярко выражено?

Д. В начале стихотворения.

У. Почему автор пишет об окнах, что они "заплаканные"?

Д. На них следы дождя, напоминающие следы слез.

У. Как вы думаете, почему о дожде автор пишет: "...равнодушно дождь стучится..."?

Д. Капли стучат монотонно, однообразно.

У. В какие краски раскрашена осень в этом стихотворении?

Д. В белую, бронзовую, серую.

У. Чем можно объяснить выбор этих красок?

Д. Они создают грустное настроение. Они помогают автору передать чувства.

У. Какие звуки можно представить, читая это стихотворение? Послушайте внимательно отрывок:

...Ворон каркает над бором:
– Это осень! Это осень!..

Что вы заметили?

Д. Здесь несколько раз повторяется звук [р].

У. Случайно ли это?

Д. Автор звуками передает голос ворона. Это называется звукопись, или аллитерация.

У. А какие слова автор повторяет?

Д. Это осень!

У. Одинаково ли их надо читать?

Д. Можно одинаково отрывисто и громко. Ворон навязчиво напоминает о наступлении осени.
– А можно первый раз читать отрывисто и резко, а второй – как эхо: протяжно, будто поет.

У. Прочитаем последние строки. Чьи крики повторяет эхо?

Д. Наверное, крики журавлей.

У. В каких словах этого четверостишия наиболее ярко выражены чувства поэта?

Ответы детей.

– Давайте вместе прочитаем это стихотворение, не торопясь, чтобы почувствовать то, что хотел передать автор.

Дети выполняют задание.

– А теперь прочитайте это стихотворение с выражением.

Несколько человек читают стихотворение.

– Чем вам понравилось чтение ребят?

Дети высказывают свое мнение.

– Если вы представляли то, о чем читали, то, наверное, некоторые строки из стихотворения вам запомнились. Какие это строки?

Ответы детей.

– Посмотрите за окно. Какая сегодня осень? Можем ли мы сказать, что она красивая?

Д. Да.

У. В начале урока мы говорили, что красиво, когда светит солнце, небо ясное, листья желтые. А об осени, изображенной в этом стихотворении, можно сказать, что она красивая?

Д. Нет.

У. Вспомните, в каком стихотворении изображена такая же осень?

Д. В стихотворении Афанасия Фета "Осень".

У. Прочитаем его, вспомним и сравним с произведением Берендгофа.

Дети выполняют задание.

– Не только поэты неравнодушны к этому времени года. Посмотрите на картину и скажите, какое стихотворение вам вспомнилось, когда вы ее рассматривали?

Учитель показывает репродукцию с изображением картины осени.

– Похожа ли изображенная здесь осень на ту, которую мы увидели в стихотворении Н.Берендгофа?

Ответы детей.

– Поэты и художники – одни словами, а другие – красками – могут изобразить картины, звуки, запахи. Хотя художнику слова сделать это, может быть, немного легче.

VI. Мини-сочинение по личным впечатлениям

У. Давайте попытаемся представить, с какими чувствами покидают Родину журавли. Тема нашей творческой работы – "Что я слышу в прощальном крике журавлей".

Дети пишут сочинения на вырезанных из бумаги осенних листьях под музыку П.И. Чайковского из цикла "Времена года". После окончания работы заслушиваются 5–6 сочинений.

– Когда я слушала ваши сочинения, написанные с радостным чувством и с чувством грусти, мне вспомнились слова из стихотворения А.Пришельца "Последние листья":

Но верят упрямо
И люди, и птицы:
Все снова родится,
Все вновь повторится!

VII. Итог урока

У. На уроке сегодня был интересный разговор об осени, ее красках, звуках, запахах, которые производят на человека сильные впечатления, и хочется поделиться своими чувствами. Поэты, о которых мы сегодня вспоминали, а также художники и композиторы делают это в своих произведениях.

Надеюсь, что и вы не остались равнодушными к их творчеству. Какое домашнее задание после сегодняшнего урока вам хотелось бы выполнить?

VIII. Домашнее задание

По выбору детей.

Дополнительный материал к уроку

Краски осени – золотистая, багряная, синяя, серая, красная, бронзовая.

НАЧАЛО ОСЕНИ

Плывут паутины
Над сонным жнивьем.
Краснеют рябины
Под каждым окном.

(А.Твардовский)

ЛЕС ОСЕНЬЮ

Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.

(А.Твардовский)

УЛЕТАЮТ, УЛЕТЕЛИ

Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.

(Е.Благинина)

Звуки осени

НАЧАЛО ОСЕНИ

Хрипят по утрам
Петушки молодые.

(А.Твардовский)

ОСЕНЬ

Ночью ветер злится,
Да стучит в окно.

(А.Фет)

ЛЕС ОСЕНЬЮ

Треснет мелкий,
Обломившийся сучок.

(А.Твардовский)

ШУТОЧКА ПРО ШУРОЧКУ

Листопад, листопад.
Утопает в листьях сад,
Листья грустно шелестят.

(А.Барто)

Запахи осени – сена, костра, сырости, грибов. 
Ощущения тяжести, все пропитано влагой.

© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru