урок

Цель:

обогащать и уточнять словарь;

расширить представления о природе;

воспитывать экологическую, эстетическую чуткость, зоркость по отношению к природе.

Оборудование:

портрет писателя,

картину с изображением тайги,

глухаря,

выставка книг,

записи с голосами птиц,

подборка пословиц.

Ход урока

Организация класса.

Введение в тему:

- По какой теме работаем?

- О чём эта тема?

- Назовите авторов и произведения, которые изучали по данной теме.

- Назовите произведения и авторов, которые вам запомнились.

Постановка учебной цели.

- Сегодня на уроке познакомимся ещё с одним автором и его произведением по теме”Люби живое”.

- Прочитайте его имя, фамилию и отчество (Виктор Петрович Астафьев).

Подготовка к восприятию новых знаний.

- Какие произведения этого автора вы читали?

- О чём пишет писатель?

- Обратите внимание на портрет и послушайте краткую биографию этого автора.

В. П. Астафьев родился к Красноярском крае, на берегах Енисея. Очень любил свой край, его природу. Большинство его произведений посвящены природе и человеку. Произведения этого автора – это его жизнь. Сегодня прочитаем рассказ "Капалуха”.

- Что означает это название? (Птица, глухарь)

- Что вы знаете об этих птицах?

- Послушайте сообщение о глухаре.

Глухарь – это большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Самка меньше самца. Живут в сосновых лесах. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Глухарят за собой водит мать. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров. Ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять. В нашем крае они тоже водятся.

- Почему птицу носят такое название?

- Послушайте голоса птиц (ток глухаря).

- Что услышали?

- Отправляемся в особый лес, тайгу.

- Посмотрите на картину. Что такое тайга? (трудно проходимый лес)

- В тексте встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их.

Словарная работа.

- Читаем хором.

Тайга – трудно проходимый лес

Просека – очищенное от деревьев место

Пастьба – место, где пасут скот

Валежник – сухие сучья, деревья

Папоротник – растения с крупными листьями

Черничник – заросли черники

Покоробленные – кривые

Редколапых

Пошевеливали

Зарождающимися

Напружены – напряжены

Альпийским – высокогорные

Чтение произведения и работа над содержанием.

Прочитаем по частям. Прислушайтесь к своим чувствам.

Комбинированное чтение.

1 часть – учитель

2 часть – ученик

3 часть – ученик

4 часть – ученик

- Что чувствовали при чтении?

- Обоснуйте свои чувства.

Работа над текстом по плану:

У черничного бугорка на просеке.

Гнездо! Гнездо!

Тревога капалухи.

…………………. (Снова в гнезде)

Работа по частям плана.

1 часть "Жужжащее чтение”.

- Задайте друг другу вопросы по содержанию этой части.

- Где происходило действие?

- Что делали дети в тайге?

- Где поднялся шум?

2 часть Чтение про себя.

- Прочитайте название.

- Найдите в тексте и прочитайте ответы на вопросы:

- Почему сердце автора забилось от испуга?

- Как выглядело гнездо?

- Почему дети не взяли яйца?

3 часть Чтение вслух.

- Что вас поразило, удивило в этой части?

- Какой матерью была капалуха?

- Кого она вам напоминает? Почему?

- Что испытала птица?

- Как об этом сказал автор?

4 часть Индивидуальное чтение.

- Что испытывали ребята?

- А глухарка?

- Какие чувства испытали вы?

Работа с иллюстрацией.

- Расскажите, какой момент изображён?

- Найдите строчки для подписи.

- Прочитайте.

Обобщающая беседа.

- Какой жанр этого произведения?

- Тема?

- Главное действующее лицо этого произведения?

- Какая главная мысль?

- Какой вывод вы сделали для себя?

- Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Как связать пословицу: "Добра мать до своих детей, а земля до всех людей” с содержанием текста?

- Главное назначение человека – творить добро. Беречь землю, всё живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам.

- Что значит быть добрым к природе?

- Вспомним слова М.М.Пришвина:

"Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину”.

Итог урока.

- Природа, её красота помогает человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее.

- Домашнее задание:

повторное чтение рассказа,

выборочный пересказ понравившейся части,

рисунок по содержанию текста (по желанию).

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru