урок

Цель.

Дети должны уметь понимать чувства автора, изображающего мир с помощью образных средств, передавать чувства лирического героя в чтении стихотворений.

Развивать чувство ритма, рифмы, прекрасного.

Воспитывать любовь к природе, восхищение её красотой.

Показать родителям достижения детей в исполнении лирических и музыкальных произведений.

Оборудование:

картины осенней природы, CD Чайковский "Времена года", выставка книг со стихами об осени.

Оргмомент.

Сегодня у нас будет необычный урок. Музыка будет переплетаться со стихами. Прозвучат песни, которые вы выучили на уроках музыки, и стихи, над которыми мы работали на уроках литературного чтения. А так же прослушаем фрагменты из альбома П.И. Чайковского "Времена года. Осень", которые помогут нам услышать звуки осенней природы. Наш урок пройдёт под девизом "Оглянись — рядом с тобой друзья!"

Что вы можете об этом сказать? (ответы детей)

Верно, друг делит с тобой и радость и беду; он всегда желает тебе добра, спешит прийти на помощь в трудную минуту, всегда поддержит добрым словом, ласковым взглядом, тёплой улыбкой. Поэтому с друзьями и горе не беда, и радость вдвойне приятней. И сегодня на уроке у нас присутствует много друзей, которые будут радоваться вместе с нами нашим успехам.

Сообщение темы и целей урока.

Над какой темой мы будем работать на уроке? ("Унылая пора! Очей очарованье…")

Чьи строки стали названием темы? (А.С. Пушкин)

О каком времени года написал эти строки А.С. Пушкин? (об осени)

Осень удивительное время года. Её можно любить или нет, но оставаться равнодушным к ней нельзя. Наверно поэтому столько замечательных поэтов посвятили свои стихотворения осени, художники написали картины, а композиторы музыку. Каждый старался передать в своих произведениях те чувства и то настроение, которое вызывает это время года. Сегодня мы постараемся разобраться в том, как поэты относятся к осени.

Вашим домашним заданием было подготовиться к конкурсу чтецов: "Осенние стихи". Наше уважаемое жюри будет оценивать вашу работу и в конце урока подведёт итоги конкурса.

Работа над темой урока.

"Осень обычно начинается праздником красок, а заканчивается ненастьем, когда деревья стоят голые, когда дождь, грязь, сырость. Осень — это не только краски, это и особые звуки, запахи. Каждому человеку осень открывает свои секреты по-особому. Всякий находит в осени близкое его душе. И если мы поймём, как видят и чувствуют осень художники, композиторы, писатели, поэты, то у каждого из нас впечатления от осени станут богаче и выразительнее." (О.В. Кубасова)

Осыпал лес свои вершины.
Сад обнажил своё чело.
Дохнул сентябрь. (А.А. Фет)

Звучит музыка из альбома П.И. Чайковского "Времена года. Осень. Сентябрь".

Что вы услышали, представили? (ответы детей)

Конкурс чтецов.

Ф. Тютчев

* * *

Есть в осени первоначальной 
Короткая, но дивная пора — 
Весь день стоит как бы хрустальный, 
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос, 
Теперь уж пусто все — простор везде, 
Лишь паутины тонкий волос 
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле, 
Но далеко еще до первых зимних бурь 
И льется чистая и теплая лазурь 
На отдыхающее поле...

Д.Б. Кедрин

Бабье лето

Наступило Бабье лето —
Дни прощального тепла
Поздним солнцем отогрета,
В щёлке муха ожила

Солнце! Что на свете краше
После зябкого денька?
Паутинок лёгких пряжа
Обвилась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый,
Тучей солнце заслоня.
Паутинкам серебристым
Жить осталось два — три дня.

Сжалься осень! Дай нам света!
Защити от зимней тьмы!
Пожалей нас, Бабье лето,
Паутинки эти — мы

А. Плещеев

Лес задумчивый овеян голубою дымкою,
Каждый листик серебрится тонкой паутинкою.
Листья кленов пестрой стайкой
Тихо-тихо падают.
От реки притихшей веет
Легкою прохладою.
Молчаливые тропинки
В даль уходят синюю,
Над лесами пролетают
Стаи журавлиные.

А. Плещеев

Бродит в роще листопад 
По кустам и кленам, 
Скоро он заглянет в сад 
Золотистым звоном.
Соберем из листьев веер, 
Яркий и красивый. 
Пробежит по листьям ветер, 
Легкий и игривый.
И послушно ветру вслед 
Листья улетают. 
Значит лета больше нет, 
Осень наступает.

Звучит песня "Ах, какая осень"

Кто из авторов, прослушанных нами стихотворений, любуется осенней природой?

У кого из поэтов слышны грустные, печальные нотки? (ответы детей),

Заполнение таблицы

А.С. Пушкин

*.* *

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает 
Последние листы с нагих своих ветвей; 
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает, 
Журча еще бежит за мельницу ручей, 
Но пруд уже застыл.

Звучит музыка из альбома П.И. Чайковского "Времена года. Осень. Октябрь".

Какие ощущения у вас возникли от музыки? (ответы детей)

Конкурс чтецов.

И.А. Бунин

Листопад (отрывок)

Лес, точно терем расписной, 
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылёк
И, точно белый лепесток, 
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной, 
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной…

М. Лермонтов

Осень.

Листья в поле пожелтели, 
И кружатся, и летят; 
Лишь в бору поникши ели 
Зелень мрачную хранят... 
Зверь, отважный, поневоле 
Скрыться где-нибудь спешит. 
Ночью месяц тускл, и поле 
Сквозь туман лишь серебрит.

А. К. Толстой

* * *

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад, 
Листья пожелтелые по ветру летят; 
Лишь вдали красуются, там на дне долин, 
Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Ф. Тютчев

Листья

Пусть сосны и ели 
Всю зиму торчат, 
В снега и метели 
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень, 
Как иглы ежа, 
Хоть ввек не желтеет, 
Но ввек не свежа.
Мы ж, лёгкое племя, 
Цветём и блестим

И краткое время 
На сучьях гостим. 
Всё красное лето 
Мы были в красе, 
Играли с лучами, 
Купались в росе!..
Но птички отпели, 
Цветы отцвели, 
Лучи побледнели, 
Зефиры ушли.
Так что же нам даром 
Висеть и желтеть? 
Не лучше ль за ними 
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей! 
Скорей нас сорвите 
С докучных* ветвей! 
Сорвите, умчите, 
Мы ждать не хотим, 
Летите, летите! 
Мы с вами летим!..

Дети исполняют песню "Падают листья".

Кто из авторов, прослушанных нами стихотворений, любуется осенней природой?

У кого из авторов слышны грустные, печальные нотки? (ответы детей)

Заполнение таблицы.

А.С. Пушкин

* * *

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Звучит музыка из альбома П.И. Чайковского "Времена года. Осень. Ноябрь".

Что вы почувствовали, прослушав это музыкальное произведение? (ответы детей)

Конкурс чтецов.

А. Майков

Осень.

Кроет уж лист золотой 
Влажную землю в лесу... 
Смело топчу я ногой 
Вешнюю леса красу. 
С холоду щёки горят; 
Любо в лесу мне бежать, 
Слышать, как сучья трещат, 
Листья ногой загребать! 
Нет мне здесь прежних утех! 
Лес с себя тайну совлёк: 
Сорван последний орех, 
Свянул последний цветок; 
Мох не приподнят, не взрыт 
Грудой кудрявых груздей; 
Около пня не висит 
Пурпур брусничных кистей; 
Долго на листьях лежит 
Ночи мороз, и сквозь лес 
Холодно как-то глядит 
Ясность прозрачных небес...

А.Н. Плещеев

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет 
Озимь на полях.

Туча небо кроет, 
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.

Воды дошумели
Быстрого ручья,
Птички улетели 
В тёплые края.

В. Головина

Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый

Про запас грибы в дупло.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне — снегири

Дети исполняют песню "Скворушка прощается".

Кто из авторов прослушанных нами стихотворений любуется осенней природой?

У кого из авторов слышны грустные, печальные нотки? (ответы детей)

Заполнение таблицы 

В каких из изученных нами стихотворений, но не прозвучавших здесь, чувствуется грусть, тоска, печаль? (ответы детей)

Прочтите эти стихи.

А. Фет

* * *

Ласточки пропали, 
А вчера зарёй 
Всё грачи летали 
Да, как сеть, мелькали 
Вон над той горой. 
С вечера всё спится, 
На дворе темно. 
Лист сухой валится, 
Ночью ветер злится 
Да стучит в окно. 
Лучше б снег да вьюгу 
Встретить грудью рад! 
Словно как с испугу 
Раскричавшись, к югу 
Журавли летят... 
Выйдешь — поневоле 
Тяжело — хоть плачь! 
Смотришь, через поле 
Перекати-поле 
Прыгает, как мяч.

К. Бальмонт

Осень

Поспевает брусника, 
Стали дни холоднее. 
И от птичьего крика 
В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают, 
Прочь, за синее море, 
Все деревья блистают 
В разноцветном уборе. 
Солнце реже смеётся, 
Нет в цветах благовонья. 
Скоро Осень проснётся 
И заплачет спросонья.

Кто из авторов любит осень, восхищается её красотой? (ответы детей)

А. Пушкин

Осень (отрывок)

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса — 
Люблю я пышное природы увяданье, 
В багрец и в золото одетые леса, 
В их сенях ветра шум и свежее дыханье, 
И мглой волнистою покрыты небеса, 
И редкий солнца луч, и первые морозы, 
И отдалённые седой зимы угрозы

Н. Некрасов

* * *

Славная осень! Здоровый, ядрёный 
Воздух усталые силы бодрит; 
Лёд неокрепший на речке студёной 
Словно как тающий сахар лежит. 
Около леса, как в мягкой постели, 
Выспаться можно — покой и простор! 
Листья поблёкнуть ещё не успели, 
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.

Ребята, сегодня на урок вы принесли книги со стихами об осени. Кто желает прочитать стихи, которые не прозвучали на уроке? (чтение стихов)

Одинаково ли воспринимают осень разные люди, разные поэты? (ответы детей)

Какое отношение к осенней поре выражено в прочитанных сегодня стихах? (ответы детей)

Подведение итогов конкурса.

Слово предоставляется жюри.

Подведение итогов урока.

Вам понравился урок? (ответы детей)

Что было особенно интересно? (ответы детей)

Над чем ещё предстоит работать? (ответы детей)

Домашнее задание:

Какое задание вы хотели бы получить, выполнить? (ответы детей)

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru