урок

1. Организация.

2. Просмотр отрывка из киножурнала "Ералаш”.

– Пожалуйста, ваши впечатления о просмотренном.

(Ответы детей.)

– Прочитайте афоризм и пословицу, записанные на доске.

" Вперед чужой беде не смейся, голубок” (Крылов И.)

" Нет такого дружка, как родная матушка”.

– А вот сейчас мы познакомимся еще с одним произведением Иосифа Дика, которое называется " Красные яблоки”.

– Какое произведение И.Дика мы читали?

("В дебрях Кара-Бумбы” из раздела "Летние путешествия и приключения”.)

– А только ли оно о летнем отдыхе, приключениях?

(Нет, и о взаимоотношениях детей и взрослых.)

– На стр.124 рассмотрите иллюстрацию.– Что вы видите на переднем плане?на заднем? В какое время года происходят события?

– Какую мысль выразил художник?

– А теперь соедините просмотренный фильм, афоризм с пословицей и иллюстрацию, и скажите о чем мы будем читать?

(Предположения детей.)

Чтение трудных слов на доске.

Начали балансировать
Брякнется (синоним "упадет”)
Впились глазами (всмотрелись)

– Когда будете читать, подумайте почему произведение называется "Красные яблоки”?

Чтение про себя.

– Кто герои текста?

– Какую игру придумали ребята?

– Как вы относитесь к их развлечению?

– Так почему же произведение называется "Красные яблоки”?

3. Чтение вслух по абзацам, комментарии по ходу чтения.

1– ая часть.

1–2 абзацы.

– Как вы думаете, какое "цирковое представление” происходило за окном?

– Чью точку зрения выражает рассказчик?

– С кем сравнивает рассказчик людей на льду?

3–5 абзацы.

– Что из увиденного особенно смешило ребят?

– Все ли смеялись над упавшими?

– Что можно сказать о Валерке и Севке?

6-ой абзац.

– Какую игру придумали мальчики?

– Вы бы стали ее участниками и почему?

7–8 абзацы.

– Почему мальчики впились глазами в маленькую старушку? О чем думал каждый мальчик? На чьей стороне симпатии автора? Какие слова это доказывают?

9-й абзац.

– Кто виноват в том, что на тротуаре появилось "хрустальное озерцо”? Кто должен был позаботиться о безопасности людей на дороге?

(Работники коммунальных служб, взрослые. Многие из тех, кто видел или помогал упавшему, могли оградить это место, посыпать песком. Это могли сделать и дети.)

10–11 абзацы.

– Как вы поняли слова Валерки о мужчине с портфелем – "сейчас поцелуется”?

12–13 абзацы.

– Согласны ли вы с тем, что мальчики остроумно комментируют увиденное за окном?

– Понравились бы эти комментарии тем, кто оказался на льду?

– Отчего встрепенулся Валерка?

– Какие слова Севки говорят о бездушии и грубости по отношению к другу?

– Узнали мы какую роль сыграли красные яблоки в этой истории?

(Пока не узнали . Надо читать дальше.)

2-ая часть.

1–3-й абзацы.

– Что случилось с женщиной?

– Почему Валерке захотелось увидеть ее лицо?

4-ый абзац(диалог).

– О чем задумался Валерка?

– Понял ли состояние Валерки его друг?

– Почему закончилась игра?

Чтение текста до конца.

– Почему Валерке становится страшно?

– Прочитайте концовку. Почему Валерка бросился к маме и стал помогать ей?

– Так почему рассказ называется "Красные яблоки”?

(Это как свет, вспышка, мальчик увидел жестокость игры, которую они придумали.)

– Как бы вы поступили на месте мальчиков?

(Ответы детей.)

– Какой совет дает автор? (Чужую боль чувствуй , как свою.)

– Как вы думаете, после этого случая изменятся ли отношения к людям у Валерки и Севки?

– У кого изменилось отношение к игре и почему? Что можно сказать о Севке?

(Не понял переживаний друга, проявил бездушие, грубость, так и не понял своей неправоты.)

– Друзья или приятели мальчики?

(Приятельские отношения, они разные по духу, по поступкам.)

– Смогут ли по-прежнему дружить мальчики и почему?

(Ответы детей.)

4. Итог урока.

– Как связаны пословица и афоризм из басни И.А.Крылова, прозвучавшие в начале урока, с текстом рассказа?

(Ответы детей.)

5. Домашнее задание.

– На одном из уроков мы говорили о счастье. Кому что нужно, чтобы быть счастливым. И вот вам надо написать сочинение – миниатюру, что нужно, чтобы  счастливы были ваши родители?

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru