урок

Цели: закрепление понятия «фольклор»;

учить различать жанры фольклора;

совершенствовать навык чтения, работать над развитием памяти, речи;

прививать любовь к чтению.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

– Сегодня несколько необычный урок. Урок, на котором мы будем говорить об уже знакомом нам « устном народном творчестве».

Попробуем понять и увидеть то, что дорого каждому человеку, душу русского человека, через его творчество.

Первый этап урока.

– Давайте вспомним, какие произведения относятся к народному творчеству? (Загадки, пословицы и поговорки, сказки, песни, шутки-прибаутки, скороговорки, чистоговорки, запевки, заклички…)

– Иначе народное творчество называем фольклор.

– Для начала вспомните загадки, проверим, насколько хорошо вы подготовили домашнее задание.

Дети загадывают загадки друг другу, затем выполняют задание 1 на листочках:

Составьте кроссворд к загадкам:

Белая морковка 
Зимой растет.

С неба пришел, 
В землю ушел.

Скатерть бела 
Весь свет одела.

Зимой и летом 
Одним цветом.

– Вы справились с заданием, спасибо.

Второй этап урока.

Теперь поговорим о пословицах и поговорках.

Какие пословицы и поговорки знаете вы? (Дети приводят свои примеры)

– А знаете ли вы, что в иностранных языках существуют пословицы ми поговорки, похожие на русские?

– Давайте, выполним задание 2, где соединим сходные между собой иностранные пословицы и поговорки с русскими, объясните их смысл.

иностранные

русские

Не ищи жареную колбасу в собачей будке (нем).
У кого болтливый рот, у того тело в синяках (англ).
Тот не заблудится, кто спрашивает (итал).
Птицу можно узнать по песне (англ).
После обеда приходиться платить (англ).
Тихая вода берега подрывает (польск).
Лучше оступиться, чем оговориться (анг).
Находясь среди ворон, надо каркать как они (польск).
Легкий кошелек – тяжелое проклятье (анг).
Один утренний час лучше, чем два вечерних (анг).
Когда у меня волосы на ладони вырастут (польск).
Зернышко к зернышку и будет мерка (польск).

С миру по нитке – голому рубашка.
С волками жить, по-волчьи выть.
Хуже всех бед, когда денег нет.
Ищи ветра в поле.
Слово не воробей, вылетит – вылетит не поймаешь.
Язык до Киева доведет.
В тихом омуте черти водятся.
Когда рак на горе свиснет.
Утро вечера мудренее.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Язык мой - враг мой.

Под руководством учителя дети выполняют работу.

Физминутка.

 Сейчас мы отдохнем, попробуйте угадать сказку, которую я вам расскажу.

Жи-бы де и ба. Бы у ни ку Ря.
Сне им яй. Не про, зо. Де би-би, не ра, ба би-би.

Жи де и ба. Не бы у ни де. Ре они сле се де. Вы на ул, сле де Сне. При ее до, за ее в оде. Вы де бо. Ста де и ба помо.

По де ре. Вы ре бо- бо. Ста. Де ре тя.

Третий этап урока.

 Самое дорогое и неменее ценное в фольклоре это русские песни. (Колыбельные, обрядные…)

– Какие песни вы знаете? (называют названия)

– Давайте попробуем спеть.

«Как пошли наши подружки» фольклорная группа исполняет песню.

Четвертый этап урока.

– В русской речи много устойчивых выражений, фразеологизмов.

Устойчивые выражения

Объяснения

Надувать губы.
Играть в кошки-мышки.
На лбу написано.
Рукой подать.
Сложа руки.
Как на пожар.

Совсем близко.
Ничего не делая.
Быстро, поспешно, торопливо.
Сердиться, обижаться.
Сразу видно или ясно, по внешнему виду человека.
Хитрить, лукавить.

Прочтите, и найдите объяснение в правой колонке таблицы. Соедините линией.

Пятый этап урока.

 Когда люди сочиняли свои сказки, были, шутки?... (Дети рассказывают, что все сочинялось в работе, домашней, в поле, при долгих зимних вечерах…)

– Мне очень понравилось как вы работали. Спасибо. Вам понравилась работа?

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru