урок

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать, что такое библиотека, в чём её предназначение, какие типы библиотек бывают, знать, что такое алфавитный каталог и как им пользоваться; знать, как выглядели книги в старину и в чём заключается ценность книги и чтения; иметь представление о новых типах электронных книг — ридерах.

Метапредметные:

регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; выбирать в совместном обсуждении шкалу оценивания и предлагать критерии оценки выполнения некоторых видов работ на уроке;

познавательные: анализировать высказывания мудрецов и известных писателей о ценности книг и чтения, находить в них общий ценностный смысл, сопоставлять иллюстрации с изображением старинных книг, фиксировать этапы развития книги (с точки зрения технологии изготовления, дизайна, удобства в пользовании); классифицировать высказывания мудрецов о книгах и чтении;

коммуникативные: отвечать на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи, считывать необходимую информацию об истории происхождения книги с иллюстраций учебника, обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, разделять полномочия в группе при планировании проекта «О чём может рассказать школьная библиотека».

Личностные: осознавать пользу книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обосновывать мотивы посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» (2 класс), пособие «Рабочая тетрадь», мультимедиапроектор, разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности, алфавитный каталог.

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Актуализирующая беседа.

Вспомните, какое ценное знание вы получили на предыдущем уроке?

Почему это знание ценное?

Поделитесь впечатлениями о выполнении домашнего задания, о вашем рассказе родителям.

Работа в парах.

Дома вы должны были выбрать обложку и закладку для учебника «Литературное чтение» (2 класс). Обменяйтесь впечатлениями, покажите друг другу результат работы.

Оцените с помощью разноцветных фишек работу вашего товарища: отдельно оцените выбор обложки и отдельно выбор закладки, отдайте ему те фишки, которые он заслужил. Объясните товарищу свою оценку.

Встаньте те, кто получил красную фишку за выбор обложки. А теперь встаньте те, кто получил красную фишку за выбор подходящей закладки.

А кто из вас получил зелёные фишки? Объясните, почему вашему выбору дали такую оценку, согласны ли вы с этим.

Есть ли такие ребята в классе, кто получил фиолетовую фишку? Какой вывод вы сделали для себя на будущее? Постарайтесь исправить недостаток в работе к следующему уроку и покажите своему соседу по парте получившийся вариант.

Целеполагание. Работа над формулировкой учебных задач урока и над целевыми установками, данными на шмуцтитуле.

 Откройте с. 3 учебника. Как нужно листать страницы учебника, чтобы он служил нам долго?

Что написано на этой странице? (Тема и цели.)

Рассмотрите материал урока, который мы сегодня будем изучать на с. 6—12. Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке.

Давайте вернёмся к плану изучения темы, который мы составили на прошлом уроке. Посмотрите, что ещё нам сегодня предстоит сделать.

Выберите среди целей изучения темы те, которые наиболее полно отражают задачи сегодняшнего урока.

Попробуйте сформулировать задачи урока по алгоритму, написанному на доске:

Узнаем:…

Научимся:…

Будем учиться:…

Работа над новым материалом.

Постановка проблемного вопроса урока.

Были ли вы когда-нибудь в библиотеке?

А знаете ли вы, что такое библиотека, когда библиотеки появились и какой путь прошли книги от древних времён до наших дней? Хотите узнать? Тогда начнём.

Откройте с. 6 учебника, здесь вы узнаете всё о библиотеках.

Чтение статьи о библиотеках.

Сообщение ученика о Птолемее (5—6 предложений).

Рассказ учителя о библиотеках мира с показом слайдов.

(На слайдах лучше показать самые большие и известные библиотеки мира, рассказать о том, в каких государствах  и странах они находятся, какой пользуются популярностью, почему люди их посещают. Также нужно обратить внимание, что библиотеки бывают научные, публичные, специализированные, школьные и др. Хорошо бы немного рассказать о каждой из них или предложить детям подготовить заранее небольшие сообщения из 5-6 предложений.)

Рассказ учителя или библиотекаря об алфавитном каталоге.

Представьте такую ситуацию, что вы пришли в библиотеку, а там нет библиотекаря. Вам нужно найти книгу, что вы будете делать?

Для этого, ребята, есть алфавитный каталог (показать на слайде презентации). В нём расставлены карточки по алфавиту. На каждой карточке стоит фамилия автора и его инициалы. А дальше написано название книги. Если вы знаете автора произведения, то его можно быстро найти по алфавитному каталогу. Также на каждой карточке написан шифр (несколько цифр и букв), который указывает, где, в каком месте и на какой полке в библиотеке стоит нужная книжка. По этому шифру можно быстро найти книгу на нужной полке. Попробуйте это сделать, когда вы будете посещать библиотеку. Если у вас не будет что-то получаться, то обязательно обратитесь к библиотекарю.

Перечитывание статьи по абзацам.

Беседа на закрепление знаний о библиотеках.

Для чего создавались библиотеки?

От каких слов произошло слово «библиотека»?

Где появились первые библиотеки?

Какие библиотеки считаются первыми?

Кем была создана библиотека в III в. до н. э.?

Кто такой Птолемей, чем он прославился?

Поднимите руки те, у кого дома есть библиотека. Расскажите, кто в семье у вас любит собирать книги. Какие книги чаще попадают в вашу домашнюю библиотеку? Есть ли в вашей библиотеке место для детских книг?

Сделайте вывод о том, что такое библиотека и что она значит в жизни каждого человека.

Проект «О чём может рассказать школьная библиотека» (или «Почему нам интересно ходить в библиотеку»).

Прочитайте на с. 7 учебника название уже знакомой вам рубрики.

Что такое проект, какие проекты вы уже выполняли в 1 классе?

Чему вы научились, выполняя проекты?

Какие правила необходимо знать, чтобы проект увенчался успехом?

Разбейтесь на группы и определите, какая тема проекта вам ближе.

Прочитайте план ваших действий, распределите, кто и за что будет отвечать при выполнении проекта, запишите задание по проекту в свой дневник. Проект будет выполняться в течение месяца, следовательно, вам нужно распределить правильно силы и время.

Работа с заданиями учебника.

Работа с иллюстрациями в учебнике.

О чём ещё вы должны сегодня узнать на уроке? Обратитесь к плану, написанному на доске. (Должны узнать о том, как создавались книги.)

Откройте с. 8 учебника и прочитайте текст о первых книгах вверху страницы.

А теперь рассмотрите иллюстрации, определите, какие книги были самыми первыми, а какие появились позже. (Учитель может на доске фиксировать этапы развития книги. Помимо этого необходимо обратить внимание на значение незнакомых слов: пергамент, свиток, складная книга, Древний Восток.)

Вот какой путь прошла книга! Она изменилась и по технологии изготовления и по оформлению. Что вы можете рассказать о современных книгах, какие они?

А кто слышал об электронных книгах? Как их называют по-другому? (Ридеры. Можно показать изображение на слайде.)

Объединитесь в группы, составьте рассказ об электронной книге по плану.

План

Ридер — самая современная книга.

Внешний вид ридера.

Функции пользователя.

Преимущества ридеров перед другими видами книг.

Выступления групп учащихся с рассказами об электронных книгах.

Оценивание выступлений.

Оцените выступления товарищей. Но прежде необходимо определить, какой формой оценивания вы воспользуетесь. Предлагаю вам использовать «Лесенку достижений». Также нужно продумать критерии оценивания, я вам в этом помогу.

На доске (или слайде) записаны критерии, которые можно использовать в различных случаях, выберите те, которые помогут вам оценить выступления одноклассников: рассказ полный/неполный (раскрыты все пункты плана), рассказ интересный/неинтересный (было много удивительного), рассказ понятный/непонятный, рассказ реальный/фантастический. (Школьники совместно выбирают 2—3 характеристики, оценивают каждую группу по выбранной шкале.)

Работа над осмыслением высказываний о книгах в учебнике.

Прочитайте высказывания о книгах и чтении в учебнике (с. 11). Как вы понимаете каждое высказывание? Что общего в мыслях этих людей?

Знакомы ли вам имена К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого? Почему их называют мудрецами?

Чтение стихотворения Р. Сефа «Читателю».

(Стихотворение читает учитель выразительно, так, чтобы школьники прониклись идеей чтения.)

Какова основная идея стихотворения?

Близка ли эта идея высказываниям о книгах и чтении, с которыми мы только что познакомились?

Попробуйте сделать вывод: в чём ценность книги и чтения? Почему, по мнению автора, так важно учиться читать всю жизнь?

Подведение итогов урока, рефлексия и оценивание результатов.

Что нового узнали на уроке?

В чём утвердились, какие важные мысли вы бы хотели взять на заметку, запомнить?

Поднимите руки, у кого возникло желание «читать всю жизнь», ходить в библиотеку или загрузить в электронную книжку много-много интересных книг.

Предлагаю в «Портфеле достижений» каждый месяц отмечать количество прочитанных книг и делиться самыми интересными моментами произведений.

Интересно ли вам было сегодня на уроке? Покажите это с помощью разноцветных фишек.

Домашнее задание.

Выполнение заданий учебника (с. 6, задание 3, с. 11,  задания 2 и 3).

Подготовьте рассказ о том, как развивалась книга и какой она стала в современной жизни (задание по желанию).

Составьте план подготовки проектного задания по выбранной теме, укажите в плане сроки выполнения работы.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru