урок

Вид урока: урок изучения нового произведения.

Цель урока: учить анализировать лирическое произведение.

Задачи:

Образовательные:

познакомить учащихся со стихотворением Ф.Тютчев "Листья”;

формировать умение анализировать поэтический текст.

Развивающие:

развивать образное мышление, речь;

совершенствовать навыки выразительного чтения.

Воспитательные:

развивать коммуникативные качества: формировать навыки работы в группе;

воспитывать любовь к родному языку, родной природе, эстетическое воздействие на детей через слово, живопись и музыку.

Оборудование:

карточки для работы в группах;

памятки для самостоятельной работы;

презентационное сопровождение урока;

компьютер, проектор;

альбомный лист, простой карандаш;

оценочный лист;

выставка книг Ф. Тютчева.

Ход урока

Этапы урока.

I. Мобилизующее начало урока.

Деятельность учителя.

- Сегодня на уроке вы будете слушателями, художниками, исследователями.

2 модуль. Научиться воспринимать и перерабатывать информацию

II. Актуализация знаний.

Звучит музыка к песне "Листья жёлтые…”) 

Учитель поёт куплет из песни (возможно включение фонограммы).

Листья жёлтые
Над городом кружатся
С тихим шорохом
Нам под ноги ложатся
И от осени не спрятаться
Не скрыться
Листья жёлтые
Скажите, что вам снится?

Учитель: О каком времени года поётся в песне?

Ученики: Об осени.

Учитель: Кто главный герой песни?

Ученики: Осенние листья.

III. Вступительная беседа. Сообщение темы, цели урока.

Учитель: Осень… Прекрасное время года …

Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф.Тютчева "Листья”, научимся рисовать осенние листья и услышим музыку о настроении осени.

- Что вы уже знаете о Ф.Тютчеве?

Примерный рассказ детей:

Тютчев (Федор Иванович) - известный поэт, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. Родился 23 ноября 1803 г. в селе Овстуг, Брянского уезда Орловской губернии, в родовитой дворянской семье, зимою жившей в Москве открыто и богато. В доме, "совершенно чуждом интересам литературы и в особенности русской литературы", исключительное господство французского языка уживалось с приверженностью ко всем особенностям русского стародворянского и православного уклада. Когда Тютчеву шел десятый год, в воспитатели к нему был приглашен С.Е. Раич пробывший в доме Тютчевых семь лет и оказавший большое влияние на умственное и нравственное развитие своего воспитанника, в котором он развил живой интерес к литературе.

IV. Первичное восприятие текста.

1. Визуализация.

Учитель: Закройте глазки, можете лечь на парту. Сейчас я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь увидеть эту картину.

Чтение стихотворения учителем.

- Скажите, какое время года описывает поэт?

Ученики: Осень.

2. Самостоятельная работа.

– Прочитайте стихотворение самостоятельно вполголоса. Подчеркните непонятные слова и выражения.

- Как вы понимаете слова: зефир, докучные?

Дети сами объясняют значение непонятных слов и выражений, опираясь на словари:

- зефир – имя, данное древними греками ласковому западному ветру;

- докучные – наводящий скуку, надоевший.



V. Анализ произведения.

1. Беседа по прочитанному.

Учитель: От чего имени написано это стихотворение?

Ученики: От имени листьев.

Учитель: Какой литературный приём использует автор в создании образа листьев?

Ученики: Олицетворение.

Учитель: Найдите строчки, в которых подтверждается, что листья выполняют функцию живого существа.

Ученики: Мы ж, лёгкое племя, мы были в красе, мы ждать не хотим, мы с вами летим.

Учитель: Какое настроение у автора?

Ученики: Радостное и грустное.

Учитель: Какие строчки передают настроение радости?

Ученики: Мы цветём и блестим, играли с лучами, купались в росе.

Учитель: Какие строчки передают настроение грусти?

Ученики: Но птички отпели, цветы отцвели, лучи побледнели, зефиры ушли.

Учитель: Какие деревья любил Тютчев?

Ученики: Лиственные.

Учитель: К какой группе деревьев относятся сосна и ель?

Ученики: Хвойные.

Учитель: Как поэт описывал хвойные деревья?

Ученики: Всю зиму торчат, их тощая зелень, как иглы ежа, ввек не желтеет, но век не свежа. Учитель:

Учитель: К чему призывают листья буйный ветер?

Ученики: Скорей нас сорвите с докучных ветвей.

Учитель: Какую мелодию вы слышите в стихотворении?

Ученики: Спокойную, негромкую, распевную.

Учитель: Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный.

Ученики: Первые три столбика подсказывают, что стихотворение надо читать певуче, неторопливо. Четвёртый столбик с призывом.

Физкультминутка Вальс П.И. Чайковского 

VI. Изобразительное искусство.

1. Объяснение.

- Известные художники посвящали свои работы теме осени Предлагаю вам посмотреть ряд картин известных художников: Владимира Анатольевича Федулова, Исаака Ильича Левитана, Архипа Ивановича Куиджи. (Слайд-шоу "Осень”). 

- И мы сегодня выступим в роли художников, научимся рисовать осенний лист. В конце урока сделаем выставку работ.

Учитель объясняет последовательность рисования листа. 

Отмечаем основную пропорцию. Рисуем несущие части – главную жилку и черешок. Главная жилка прямолинейная, вертикально направленная, делит пластинку на две равные доли. Отметим размер черешка, он изогнут в правую сторону. Для изображения контура листовой пластинки нарисуем линии, напоминающие форму многоугольника. Проведём волнистую линию контура пластины с характерными выемками. Наметим боковые жилки, идущие под углом от главной жилки к выступам. Покажем толщину черешка и жилок.

2. Практическая работа.

Возможно рисование берёзы по музыку П.И. Чайковского.

Учащиеся, прослушав объяснения учителя, рисуют лист на альбомном листе при помощи простого карандаша. Когда работа закончена, выставляют на доску.

3. Самооценка.

- Отметьте на оценочном листе условным знаком, понравилось ли вам быть художниками.

Учащиеся оценивают свою работу на этом этапе урока..

VII. Музыка.

1. Беседа.

- Многие композиторы обращались к теме осени в своих произведениях. Одним из самых известных произведений является "Октябрь” из фортепьянного цикла русского композитора П.И. Чайковского "Времена года”. Насладимся этой замечательной музыкой. 

2. Слушание музыки. Когда слушаете музыку сядьте удобно, плечики расправьте.

Учащиеся слушают музыку П.И. Чайковского из цикла "Времена года” Октябрь.

Учитель: Какое настроение у вас возникло после услышанной музыки?

3. Самооценка.

- Отметьте на оценочном листе условным знаком, понравилось ли вам быть слушателями.

Учащиеся оценивают свою работу в качестве слушателей музыки.

4 модуль.

Наша цель: научиться читать правильно и выразительно.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

1. Самостоятельная работа.

- Чтобы научиться выразительно читать это стихотворение, наметьте паузы, логическое ударение и определите темп чтения, опираясь на памятки.

1. Правильно ставь ударения.

2. Соблюдай паузы.

3. Выбери силу голоса (громко, тихо).

4. Определи темп (быстро, медленно).

5. Читай эмоционально.

6. Покажи интонацией своё отношение к произведению.

2. Работа в парах.

Учитель: Прочитайте стихотворение друг другу, высказав своё мнение и свои замечания.

Учащиеся читают стихотворение друг другу, высказывая своему соседу по парте свои пожелания и замечания. Готовность показывают, опираясь на памятку.

Проверка самостоятельной работы. Чтение стихотворения тремя учениками.

Учитель: В исполнении, какого ученика передалась мелодия стихотворения?

Учащиеся высказывают свои мнения, пожелания, советы.

3. Групповая работа.

Учитель: А теперь проверим, какие мы исследователи.

Даны карточки, на которых записаны строки столбиков из стихотворения не по порядку.

Задание:

- Укажите по порядку строчки стихотворения "Листья”.

Учащиеся работают в группах. Затем проверка правильности выполнения задания. (Один ученик от группы выразительно читает это стихотворение. Остальные группы оценивают правильность выполнения задания и выразительность).

4. Самооценка.

Учитель: Отметьте на оценочном листе условным знаком, понравилось ли вам быть исследователями.

Учащиеся оценивают свою работу в качестве исследователей текста.

5. Чтение стихотворения хором.

- Кто готов прочитать наизусть третий и четвёртый столбики стихотворения прошу вас встать.

Учащиеся хором читают стихотворение наизусть.

6. Перед вами выставка книг Ф.Тютчева. В них напечатаны стихи о природе, о родине. Со многими вы уже знакомы. Советую взять и почитать новые.

IX. Обобщение.

6 модуль. Наша цель: подвести итог урока. 

Подведение итога урока.

Учитель: Какова тема стихотворения?

Ученики: Показать осенние листья.

Учитель: Какие чувства, настроение выразил поэт?

Ученики: Любование картинами осени.

Учитель: Познакомившись со стихотворением, что вы можете сказать о Ф.Тютчеве как о человеке?

Ученики: Он любил всё живое, понимал красоту природы, чувствовал её,…

Учитель: Мог ли написать такие красивые строки человек, который редко бывает наедине с природой?

Ученики: Чтобы написать такие красивые стихи, мало просто любить природу, надо быть ещё и очень наблюдательными, иметь развитое воображение.

Учитель: Какие размышления, чувства возникли у вас после знакомства со стихотворением Ф.Тютчева? И как вы это передали в своих рисунках?

Ученики: Учащиеся демонстрируют свои рисунки и рассказывают о своих чувствах возникших после знакомства со стихотворением.

X. Рефлексия деятельности.

Детям предлагается плакат с нарисованной берёзой, на которой прикреплены листья жёлтые, зелёные, оранжевые.

- Кому на уроке больше понравилось быть слушателями - сорвите жёлтые листья; художниками – зелёные; исследователями – оранжевые.

Учащиеся выходят группами к доске и оценивают себя.

- Посмотрите, какие листья у нас были сорваны с докучных ветвей. Среди нас есть внимательные слушатели, талантливые художники и любознательные исследователи.

Учащиеся группами выходят к доске, выбирают листик берёзы, срывая его с дерева.

XI. Домашнее задание. 

Выучить наизусть стихотворение Ф.Тютчева "Листья”.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru