урок

Цели:

расширить представление учащихся о понятии "духовные и материальные ценности", их проявлении в жизни человека;

помочь детям провести исследование индивидуальных, классных, ценностей; оформить результаты работы;

развитие самостоятельности, децентрации, стремления к сотрудничеству, творческих способностей учащихся;

содействовать учащимся в понимании уникальности и ценности каждого из них.

Оборудование: рассказ А. Куприна "Белый пудель", словарь В.И.Даля или С.И.Ожегова, мультимедийная презентация, таблицы с ценностями, пословицы, сердечки, газета

Ход урока

I. Оргмомент.

Нередко перед нами встает вопрос: "Почему в одних и тех же обстоятельствах разные люди ведут и чувствуют себя по-разному?". В каждом человеке есть "светлые" и "темные" качества не существует только плохих или только хороших людей. Но внутренний мир каждого человека сложен и многообразен и помимо качеств у каждого из нас есть ещё и ценности, которые также влияют на наше поведение и поступки. О том, какие ценности существуют и как они влияют на нашу жизнь я и предлагаю вам поразмышлять.

II. Работа со словарём С.И. Ожегова или В.И.Даля

- Что такое ценность?

1. Из словаря С.И. Ожегова мы узнали, что "ценность" - это ценный (важный, значимый) предмет, явление.

2. У каждого человека могут быть свои ценности, которые влияют на его поведение. Работая в "мастерских", напишите какие на ваш взгляд важны материальные и духовные ценности. (лист А4 разделён на две части: духовные ценности и материальные ценности).

Например:- К материальным ценностям мы отнесли: автомобиль, аквариум, гараж, драгоценности, деньги, еду, дом, игрушки, косметику, музыкальные инструменты, книги, одежду, квартиру, магнитофон, компьютер, телевизор, телефон, мебель, спортивные принадлежности.

А к духовным: активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, жизнь, семью, любовь, дружбу, смелость, труд, спорт, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красоту, милосердие, творчество, свободу, человека, мир, справедливость, самосовершенствование, здоровье, знания.

3. В "мастерских" определить: чем отличаются эти ценности друг от друга

Вывод:

Проанализировав все эти ценности мы пришли к выводу, что материальные ценности это то, что мы можем потрогать, увидеть, купить и они зависят от того времени, в котором живет человек. Например, 300 лет назад не существовало автомобилей и ,значит, такой ценности не было.

- Духовные ценности в отличии от материальных мы не всегда можем увидеть и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать её вокруг себя в доме, в классе, совершать красивые поступки. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимы во все времена.

4. В "мастерских" работают над пословицами. Выбрать те, в которых говорится о духовных ценностях.

- Современное поколение никогда не должно забывать о том богатстве, которое оставили нам наши предки. Мудрость наших предков отражена в произведениях устного народного творчества.

- Читая коротенькие фразы - пословицы и поговорки, - мы каждый раз убеждались, как мудры были наши предки. В простом коротком изречении они могли точно, лаконично сказать о каком-либо предмете, или явлении. Что же ценили наши предки?

Первая мастерская

При солнышке тепло, при матери добро. (Здесь говорится о материнской любви, заботе, доброте)

Там где дружат, живут не тужат.

Начался разлад и друзьям не рад. (Здесь говорится о важности дружбы и взаимопонимании)

Где любовь, да совет там и счастье, и свет, а где споры да ссоры, там одни лишь раздоры. (Здесь говорится о значимости любви и согласии между людьми.)

Деньги счетом крепки.

Вторая мастерская:

Доброе дело и в воде не тает (или: не тонет).

Маленькое дело лучше большого безделья.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

Через золото слезы льются.

Жизнь дана на добрые дела.

Третья мастерская:

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Здоровье всего дороже.

Здоровье дороже богатства.

Богатый никого не помнит - только себя помнит.

Какие труды, такие и плоды.

Четвёртая мастерская:

Уменье и труд все перетрут.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Книга - друг человека.

От добра добра не ищут.

Живи всяк своим добром да своим горбом!

Каждая " мастерская" комментирует проделанную работу.

5. Учитель: я, думаю, что вы согласитесь с Джоном Ивненом, который сказал, что "Дружба - это золотая нить, связывающая всех живущих в мире людей".

Поражают слова Мартина Кинга, для которого "Любовь - это единственная сила, способная превратить любого врага в друга".

Сегодня также значимы слова Франка Кларка: "Настоящая щедрость - делать что-нибудь хорошее тому, кто никогда об этом не узнает".

- Милосердие - это желание приносить пользу другим людям, без мысли о вознаграждении (Э. Сведенборг);

Жертва - самое явное доказательство любви (Фрай Кэролайн);

Чуткость - это высочайшая степень внимания к нуждам другого человека;

Забота о других людях - основная обязанность в жизни каждого (Вильсон Вудро).

- Есть ещё одна духовная ценность - счастье. Что же это такое?

"Счастье всегда кажется маленьким, когда ты его держишь в руках, но отпусти его - и сразу поймешь, насколько оно огромно и прекрасно" (М.Горький).

- В нашем жестоком мире, где столько лжи, несправедливости, насилия, наверно именно нашему современному поколению нужно, наконец-то задуматься о том, что существуют такие ценности как милосердие, доброта, любовь, справедливость. И это действительно ценности, потому что их осталось так мало. Я надеюсь, что наш урок сможет помочь сделать нам выбор в трудных жизненных ситуациях и что когда-нибудь слова Льва Толстого"Естественное истинное счастье в жизни - это жить для других" - не будут выглядеть смешно.

III. Работа по рассказу А.Куприна "Белый пудель".

1. Слово учителя о биографии А. Куприна.

- Наша жизнь неразрывно связана с книгой. К сожалению, в наш компьютерный век становится всё меньше людей, которые увлекаются чтением. А ведь художественная литература может многому научить. Чему же? Что же ценного можно узнать? Сегодня мы говорим о человеческих ценностях. В художественной литературе писателями очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь.

- Какие именно ценности раскрываются в рассказе "Белый пудель" и как они влияют на жизнь герое?

2. Работа в мастерских.

Ответы детей.

3. Учитель обобщает ответы детей: в рассказе А.И. Куприна "Белый пудель" говорится о такой ценности, как преданность, верность, но не только собачьей человеку, но и верности человека собаке. Сергей не смирился с тем, что у него украли собаку. Этот маленький мальчик не побоялся пойти ночью в чужой дом и вызволить своего друга. Не смотря на все преграды, которые ему встретились на пути, на страх, который он испытал, ему удалось спасти своего Арто.

- Но бывает и так, что для человека ведущей, главной ценностью является одна, но потом на ее место приходит другая ценность, и жизнь человека резко меняется.

- Литературные произведения могут нас многому научить. К высшим ценностям многие писатели относят такие как: любовь, дружба, доброта, милосердие, верность. Мы поняли, что ценности могут переоцениваться и от каждого из нас зависит какие ценности выбрать главными в своей жизни. Ведь от нашего выбора  зависит не только наша жизнь, но и жизнь окружающих людей.

4. Предлагаю в "мастерских" определить какие ценности присущи нашим одноклассникам и нашему классу в целом (запись на листах А4, затем озвучивание).

Как вы можете видеть, система ценностей каждого из нас индивидуальна. Но обобщив все данные,   мы создали общий список  ценностей,   присущих нашим одноклассникам и нашему классу.

5. Подводя итоги всей нашей работы, мы можем сказать, что, не смотря на то, что все люди разные наибольшую роль и значение в нашей жизни играют именно общечеловеческие ценности. Я думаю, что результаты нашей работы будут нам полезны в будущем.

6. Стихотворение читают два ученика: 

Мы дарим сердца планете,
Мечты, несущие свет
Пусть будут смеяться дети
И утром сиять рассвет.
У всех есть свои заботы,
Но наших сердец мосты
Внутри пробуждают что-то
И чувствуешь вдруг что ты,
Создав пирамиду истин,
Откроешь врата души,
Рисуя волшебную кистью
Мы в мыслях опять малыши.
И снова готовы к созданию -
Ведь творчества мы проводник.
Наш труд развивает сознанье
И мы милосердья родник.
А в сути у нас справедливость -
Одна из важнейших задач.
А к знанию наша пытливость
Залог для возможных удач.
Добро с красотой неразлучны.
Они нам помогут понять,
Что развиваясь, должны мы
Законы любви постигать.
Свобода нужна для открытий,
Что в дружбе даются легко,
И массы веселых событий,
Но если семья далеко:
На сердце так грустно,
Но важно
Прожив предначертанный век
В пути не сломаться однажды
И помнить, что ты Человек.
Но в самых лучших стремленьях
И цель для людей всех одна
Хранить и смыслом наполнить
Ту Жизнь, что нам Богом дана.
(С.В. Борисова, Н.В. Сусина).

- Если каждый человек будет строить свою жизнь на основе общечеловеческих ценностей, то в нашем мире все люди будут счастливы.

7. На "сердечках" напишите те ценности, которые вы открыли для себя. Надеюсь, что в ваших сердцах они займут достойное место.

IV. Итог.

На плакате выкладывается большое сердце из маленьких сердечек-ценностей.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru