урок

Стихотворение И. Сурикова «Белый снег пушистый» - одно из первых художественных произведений, которое первоклассники будут читать и заучивать.

Вот почему все усилия учителя должны быть направлены на наиболее эффективное использование чтения

в умственном и нравственном воспитании детей.

Надо, чтобы урок был интересным, запоминающимся, был основой в формировании чувства прекрасного, любви к поэтическому слову.

Несмотря на небольшой объём стихотворения и кажущуюся несложность содержания, необходима тщательная подготовка к уроку.

Цель, которая ставится при планировании и проведении урока, заключается в следующем: научить учеников выразительно читать стихотворение наизусть, привлечь внимание детей к красоте зимних явлений в природе, дать возможность всем и каждому ученику почувствовать радость наступления зимы, привести в систему имеющиеся  у первоклассников наблюдения, дать им поэтическое оформление.

Следует заметить, что далеко не все дети умеют видеть красоту окружающей их природы, некоторых она эмоционально не затрагивает. Поэтому воспитанию любви к природе должно уделяться в школе, начиная с первого класса, большое внимание. Любовь к родной природе является одной из основ в воспитании любви к Родине, расширяет и облагораживает эмоциональную сферу ребёнка.

Известно, что читаемое произведение только тогда взволнует слушателя, когда оно будет прочитано выразительно. Поэтому, подготавливаясь к уроку, учитель продумывает, как он будет читать стихотворение, отмечает логические паузы и слова, на которые падает логическое ударение, упражняется в выразительном чтении наизусть. Затем намечает, какие слова и обороты потребуют уточнения и объяснения, и какими они должны быть.

Непременное условие успешного проведения урока – активность учащихся, их внимание. В возбуждении мыслительной деятельности огромную роль играют вопросы учителя, их направленность и формулировка. Правильно поставленные вопросы помогут ребятам осмыслить содержание и почувствовать настроение произведения.

При чтении поэтических произведений вопросов должно быть как можно меньше: большое количество их, распыляя внимание школьника, может помешать целостному восприятию произведения, ослабить его эмоциональное воздействие. Следует избегать наводящих, подсказывающих вопросов и таких, которые потребуют односложных ответов (кто? что? когда?), но нужны вопросы как? почему?,  побуждающие к полным ответам, заставляющие думать, сосредоточивать внимание на объекте наблюдения; производить умственные усилия.

Чтению стихотворения предшествуют ежедневные наблюдения природы, результаты которых заносятся в «Календарь природы», и первая зимняя экскурсия в парк.

Во время экскурсии внимание учащихся направляется на существенные признаки зимы:

- Воздух стал холоднее, выпал первый снег; всё стало белым; снег покрыл землю, деревья, кусты.

Выясняем признаки снега:

- Снег белый, холодный, рыхлый, пушистый.

Рассматриваем снежинки. На тёмном рукаве они хорошо видны:

- Снежинки красивые. Они похожи на звёздочки. Они холодные, лёгкие как пух.

- Как падает снег?

- Снег падает отдельными снежинками или хлопьями, иногда крупкой. Снежинки падают легко. Они медленно кружатся в воздухе, как белые бабочки, как белый пух.

Затем учитель предлагает всем детям постоять очень, очень тихо, послушать звуки в природе. Обращает внимание на красоту окружающего: цвет неба, облака, белизну снега и т. д. Ученики вспоминают осенние экскурсии, сравнивают картины природы наступающей зимы с тем, что наблюдалось в природе ранней и поздней осенью. На основе длительных наблюдений каждый ученик хорошо знает, что ночь с наступлением зимы становится  всё длиннее, а день – короче, что солнце с каждым днём светит и греет меньше. Чтобы первоклассники полнее представили себе картину наступления зимы, за несколько дней до урока на одной из боковых стен в классе вывешивается репродукция картины И. И. Шишкина «Зима». Многие учителя знакомят учащихся с картиной в ходе урока, вывешивая её на короткое время или обходя с ней ряды учеников. И в том и в другом случае детям не предоставляется возможности хорошо разглядеть отдельные детали картины, усвоить её содержание, полюбоваться ею. Заранее вывешенная картина даст возможность детям рассмотреть её во всех деталях, запомнить её содержание, что будет способствовать более полному эстетическому восприятию и обсуждению её на уроке.

И длительные наблюдения в природе, и первая зимняя экскурсия в парк, и картина с изображением зимнего пейзажа - все это обусловит тот эмоциональный настрой, который обеспечит живое и непосредственное восприятие содержания читаемого стихотворения.

Урок можно построить так.

1. Предварительная беседа начинается с подытоживания наблюдений детьми за явлениями в природе в связи с наступлением зимы, сделанных самостоятельно и под руководством учителя во время экскурсии.

На вопросы учителя: « Какое сейчас время года?» и «Почему дети думают, что пришла зима?» - учащиеся называют признаки зимы: дни стали короче, мало светит солнце, выпал снег, снег покрыл всё: крыши домов, землю, деревья, кусты и т. д.

2. После предварительной беседы учитель привлекает внимание детей к картине И. Шишкина « Зима»,вывешенной на доске, и сообщает имя русского художника, который очень любил нашу прекрасную Родину. Шишкин написал много картин, изображающих наши леса, наши поля в различное время года.

- Может быть, кто- нибудь из вас видел картины художника Ивана Ивановича Шишкина? (Репродукция картины И. Шишкина « Утро в сосновом лесу» многим детям знакома по детскому саду).

Рассматривание картины « Зима» сопровождается краткой беседой.

- Почему художник Шишкин назвал эту картину « Зима»?

Дети перечисляют признаки зимы, которые изображены на картине: снег покрыл деревья; в лесу тихо, не видно животных и птиц; холодно; пушистый снег покрыл ветки сосен, ёлочку и т.д.

3. Затем учащимся сообщается тема урока.

- Сегодня вы будете читать и заучивать наизусть стихотворение, которое написал русский поэт Иван Захарович Суриков. Он очень любил родную природу, так же как и художник Иван Иванович Шишкин. Стихотворение называется «Белый снег пушистый».

4. Выразительное чтение стихотворения учителем; у учащихся книги закрыты.

Прежде чем прочитать стихотворение, учитель предлагает всем приготовиться  с л у ш а т ь, т.е. сесть удобно: можно слегка откинуться на спинку парты, облокотиться или положить руки на парту так, чтобы они лежали спокойно. Воспитать в детях умение культурно слушать необходимо с первых дней обучения в школе.

Выразительное чтение стихотворения  учителем явилось поэтическим обобщением наблюдений детей за явлениями в природе с наступлением зимы, их непосредственных впечатлений и чувств.

5. Повторное чтение учителем стихотворения при открытых у учащихся книгах.

Чтобы дети научились сознательно и эмоционально воспринимать читаемое произведение, важно и необходимо сосредоточить их внимание на нём. С этой целью проводится повторное чтение стихотворения при открытых у учащихся книгах. Детям предлагается открыть в книгах нужную страницу. Учитель выразительно читает стихотворение второй раз. В целях предупреждения ошибок в произношении учащимся разрешается поставить карандашом (еле заметно) ударения в словах кружится, чудной.

6. Тихое чтение учениками стихотворения явится подготовкой к громкому чтению.

7. Громкое чтение стихотворения отдельными учениками по вызову сопровождается активной работой всего класса по разъяснению и уточнению некоторых слов, словосочетаний и оборотов, разбором содержания отдельных частей и всего стихотворения. Уточняются следующие слова и обороты: поле забелело – поле стало белым; точно – как будто; пелена – белое покрывало; тёмный лес что шапкой принакрылся – тёмный лес, как будто шапкой, накрылся снегом, снег накрыл тёмный лес как шапкой; чудной – очень красивой; заснул непробудно – заснул очень крепко, заснул так, что трудно разбудить.

Чтобы сохранить в памяти детей язык поэтического произведения, следует избегать пересказывания стихотворения и его отдельных частей своими словами, т.е. переводить стихотворение на язык прозы. При объяснении лучше пользоваться языком художественного произведения, цитированием. Например, на вопрос: «Как говорит поэт о наступлении зимы?» - ученики отвечают: «Вот и пришли морозцы – И зима настала».

8. Работа по выразительному чтению.

Организуя работу по выразительному чтению стихотворения учитель ставит перед собой задачу научить детей внимательно читать, осмысливать и интонационно правильно воспроизводить читаемое. Он направляет работу воображения детей на то, чтобы они как можно ярче представили картины наступления зимы, пережили те настроения, которыми проникнуто всё стихотворение.

При таких условиях ученики не только правильно определяют, каким тоном следует читать всё произведение, его отдельные части, предложения и слова, но и дают убедительные обоснования своим суждениям.

Тон чтения должен быть ровным, негромким, что будет соответствовать содержанию, поможет создать в воображении те картины зимней тишины и покоя, которые изображаются в этом стихотворении.

- Какую картину вы представляете себе, читая первое четверостишие?

« Белый снег пушистый 
В воздухе кружится 
И на землю тихо 
Падает, ложится».

- Тихо… Медленно падает снег. Слово пушистый произносится легко.

- Почему?

- Снег лёгкий как пух. Слова падает, ложится читаются медленно, негромко  и спокойно.

- Прочитайте следующую часть стихотворения.

Ученики читают:

« И под утро  снегом 
Поле забелело, 
Точно пеленою 
Всё его одело».

- Какую картину рисует поэт?

- Утро. Поле покрыто белым снегом. Пришла зима.

Вот почему эти строки читаются в более высоком и радостном тоне. Выделяются слова поле, пеленою. Затем поэт рисует картину леса зимой:

« Тёмный лес что шапкой 
Принакрылся чудной 
И заснул под нею 
Крепко, непробудно».

Выделяются слова шапкой, крепко, непробудноМежду словами крепко и непробудно  делается пауза.

Заключительные предложения четвёртой строфы «Стали дни короче, Солнце светит мало» произносятся тоном сообщения нового.

Предложения «Вот пришли морозцы – И зима настала» читаются радостно и бодро.

9. Индивидуальное чтение,  стихотворения детьми.

После того как стихотворение будет прочитано по частям, содержание его, как и отдельные слова, станут понятны учащимся, будет определён тон произнесения всего стихотворения и его частей, учитель вызывает отдельных учеников из числа желающих прочитать стихотворение, что явится проверкой восприятия и понимания произведения.

10. Урок заканчивается хоровым  выразительным чтением стихотворения наизусть. Хоровое чтение – один из приёмов, способствующих лучшему запоминанию произведения. Как показывает опыт, читая  хором, даже самые робкие ученики приучаются произносить читаемое громко, отчётливо, соблюдать необходимый ритм, логические паузы и ударение.

11. На дом даётся задание: выучить стихотворение наизусть и нарисовать одну из трёх картин к стихотворению на такие темы: «Снег идёт», «Поле зимой», «Лес зимой».

Выразительное чтение учителя, тихое чтение учащихся, привлечение самих детей к осмысливанию содержания, к определению тональных и музыкальных особенностей – всё это служит средством, стимулирующим мыслительную деятельность учащихся, создающим настроение и обусловливающим эстетическое восприятие читаемого произведения, помогающим воображению воссоздать картину, соответствующие замыслу поэта.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru