урок

Цели:

познакомить со сказкой Э.Шима «Храбрый Опёнок»;

учить работать с текстом произведения;

формировать культуру чтения и оценочные суждения;

развивать интерес к чтению;

воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: урок комплексного применения ЗУН

Средства обучения:

учебник Литературное чтение 2 кл. Л.А. Ефросинина;

рабочая тетрадь по литературному чтению;

выставка книг Э.Шима;

рисунки с изображением грибов, кафтана, картуза, мальчика с белокурыми кудельками;

 карточки с ключевыми  и опорными словами  характеристики героя и  построения сюжетной линии;

слоговая таблица.

ХОД УРОКА

1. Организация начала  урока

Прочитайте по слоговой таблице какой сейчас урок. 

Осень золотая 
К нам в окно глядит,
Удачи Вам желает,
Листвою шевелит.

2. Целеполагание и мотивация

– О каком времени года говорится в  произведениях, которые мы с вами сейчас читаем? Скажите словами  из стихотворений, любимых поэтов. 
(Читают наизусть по строчкам любые стихи, где есть упоминание об осени)
– Посмотрите  и скажите  к какому произведению по жанру и теме подходят модели этих обложек.
– Стихотворение о природе.
– Загадки о природе. 
– Рассказ о природе.

3. Актуализация знаний учащихся (групповая работа)

– Какое произведение, прочитанное нами  подходит к этой модели? (Показать модель рассказ о природе)
– Недосмотренные грибы
– Кто автор этого произведения?
– Михаил Пришвин
– Составьте модель  этого произведения (выбирают карточки с названием и автора и прикрепляют к  модели на доске)
– Ребята, что значит «недосмотренные грибы»?
– Дома вы рисовали иллюстрации к этому рассказу, расскажите какие грибы вам особенно понравились! (Пересказывают близко к тексту описания грибов)
Прочитайте последний абзац этого рассказа.
– Какие чувства проявляет автор?
– Посмотрите на доску и скажите  что объединяет этих авторов?
(Они писали о природе).
– А что объединяет эти произведения? 
(Эти произведения написал Эдуард Юрьевич Шим.)
– Расскажите ,что вы знаете о нём.
– Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением этого писателя, прочитайте как оно называется ЙЫРБАРХ КОНЁПО.
– Храбрый Опёнок

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Предварительная работа по тексту

– Вы догадались, кто главный герой произведения?
– Опёнок – это что?
– Какими качествами наделяет автор героя в самом названии?
– Что значит быть ХРАБРЫМ?
– Ребята, давайте составим модель обложки этого произведения (ученик выставляет название и автора)
– А почему мы не можем поставить заместитель в центр? (Не читали, надо определить жанр и тему.)

5. Физминутка

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
По вот другой дорожке  скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим , до лужайки добежим.
Стоп, грибочков наберём, и пешком домой пойдем.

 Первичное чтение и работа над содержанием

 а) работа  над артикуляцией: проговариваем скороговорку
– У Саши  каша из-под простокваши.
Помните что вам необходимо определить жанр и тему произведения.
Читаем произведение (учитель и хорошо , читающие ученики.)( во время чтения идёт лексическая работа, выставляю картинки с изображением: Боровики- Белые грибы, кафтан- длинный пиджак, картузики – небольшая фуражка с козырьком, белобрысые кудельки – белые кудри)
– Как вы думаете, что это за жанр произведения?
– Сказка.
– Почему?
– Какие чувства вызывает у вас этот отрывок?
– Почему?
– Как автор описывает Опёнка? Прочитайте (выставляю картинку гриба Опёнка) 
– Неприбранный, невидный, неказистый. (Выставляю слова под картинку неприбранный, невидный, неказистый.)
– Как вы понимаете эти слова?
– Скажите, как менялась погода в лесу. (Можно зачитать)

6. Первичная проверка понимания

–  Что вам понравилось в сказке?
– А что не понравилось?
– Какое настроение вызвало у вас это произведение?   
– Почему?
– Посмотрите на иллюстрацию и прочитайте отрывок из произведения, который на ней изображён.
– Почему грибы стали «сходить»? (Становилось всё холоднее и холоднее)
– Прочитайте как автор описывает осень. (Злые дожди, мутные тучи, голый лес, снежная крупа)
– Прочитайте ещё раз название сказки.
– Каким был по мнению автора Опёнок? (Храбрым)
– Найдите в тексте слова, которые характеризуют Опёнка (Хитрый, прыткий)
– Почему грибники поклонились Опёнку?

7. Физминутка

Мы тихонечко встаём и корзиночку берём,
Раз грибочек, два грибочек 
Вот и полный кузовочек.

8. Работа в тетради

 – Откройте рабочие тетради на с. 53. Прочитайте задание № 2. 
– Выполните задание № 3самостоятельно.
– Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего друга.

9. Работа над сюжетом

– Давайте ещё раз вспомним как проходили события и построим сюжетную линию (строим горку, т.е. составим план пересказа)
– С чего начинается (зачин) сказка? (Начало сказки на доску) 
– «Много  по осени грибов уродилось».
– Что является завязкой сказки? С чего начинают разворачиваться события?
– «И вдруг вырос неказистый  Опёнок» (на доске)
– Как развивались события?
– «Не замечают его грибники» (на доске)
– «Перебрался на берёзовые корни»  (на доске)
– «Засвистел ветер – сиверко» (на доске)
– «Братцы маслята и сестрицы сыроежки»
– Когда наступает кульминация событий? 
– «Все грибы сошли» (на доске)
– Прочитайте концовку сказки.
– «Благодарность грибников» (на доске)

10. Обобщение и систематизация  знаний

– С каким произведением мы сегодня познакомились?
– Почему оно так называется?
– Главный герой гриб-Опёнок.
– Чему учит эта сказка?

11. Контроль и самопроверка знаний

– Подумайте и скажите кто сегодня хорошо работал и  почему?

12. Домашнее задание

1. Пересказать от лица Опёнка.
2. Нарисовать иллюстрацию к сказке для книжки - малышки;
3. Подобрать подходящую пословицу;
4. Индивидуальное задание : прочитать В.Бианки « Хвосты»
Э.Шим « Муравейник».

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru