урок

Цель: развивать читательский интерес, расширять знания учащихся о сказках, развитие речи учащихся, умение работать в группе.

Ход мероприятия

1. Представление команд.

Название, девиз, эмблема, песня (это домашнее задание; название, девиз, эмблема, песня составляют единое целое и по тематике связаны со сказками).

2. Разминка.

- Как мужик разделил без обиды одного гуся семерым: барину, барыне, их двум сыновьям, двум дочерям и себя не обидел?

- Кто с кем такой дележ устраивал: твои вершки, а мои корешки?

- Почему Морозец в литовской сказке «Мороз и Морозец» легко заморозил толстого-претолстого барина и не смог заморозить тощего мужика?

- Как бременские музыканты напугали разбойников?

- Какими словами обычно начинаются сказки?

- Какими словами заканчиваются сказки?

3. Волшебный диафильм.

Большие иллюстрации, нарисованные детьми к любимым сказкам, склеили как диафильм. Иллюстрации по очереди показывают командам, которые угадывают название сказки и ее автора.

4. Узнай героев по диалогам.

а) - Вот так шутка! В первый раз вижу, как лиса в утку обратилась... Ну и хитер зверь!
- Дедушка, Лиса убежала.
- Убежала? Вот тебе, старуха, и воротник к шубе... Что же теперь буду делать, -  а? Ну и грех вышел... а ты, глупая, зачем тут плаваешь?
- А я, дедушка, не могла улететь вместе с другими. У меня одно крылышко попорчено...
- Ах, глупая, глупая! Да ведь замерзнешь тут или Лиса тебя съест... Да... А мы вот что с тобой сделаем: я тебя внучкам унесу. Вот-то обрадуются... А весной ты старухе яичек нанесешь да утяток выведешь. Вот то-то, глупая...

б) - Лейко, гляди-ка, вон она!
- Я и глазки разглядел!
- А я хвостик видел! Она им как упрется и подскочит.
- Думаешь, я не видел?
- Сейчас. Золота добудем!
- Что ты делаешь? Загубишь себя! Тут поди-ка, черная беда рассыпана!
- Не допущу в том месте рыться! Себя загубишь. Надо с другой стороны.
- Никогда этого не будет! Загинешь там. Сам видел, как в ту сторону черная пыль сыпалась. (Дерутся. До реву. Потом успокоились.)
- Как она нам головы закружила!
- Обоим навстречу показалась.
- Насмеялась, над нами. До драки довела, а к месту не подступишься.
- В другой раз, не прогневайся, не позовем.
- Умрем, а не позовем!

в) - Тетя Наташа! Возьмите мое пальтишко!
- Кто меня зовет? (За сценой.)
- Это я Петя!
- А почему голос у тебя сегодня такой хриплый?
- А я и сам удивляюсь.
- Ой! (Вскрикивает тетя Наташа, появляясь на сцене.)
- Тетя Наташа, что с вами?
- Как что? Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.
- Какой же я дедушка! Я Петя, ученик 3 класса.
- Да вы посмотрите в зеркало. 
(Уходит. Петя смотрит в зеркало. Видит свою окладистую бороду, усы. Побежал. Кричит басом.)
- Мама!
(Из-за кулис входит мама.)
- Вам кого, дедушка?
- Ты меня не узнаешь?
- Простите, нет. (Уходит.)
(Петя один.)
- Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей... И главное – ничему не успел научиться. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или
учителя. А кому я нужен, когда я только ученик 3 класса! Мне даже пенсии не дадут, ведь я только 3 года работал. Да и как работал –  на двойки да на тройки. Что же со мной будет? Бедный я старик! Несчастный мальчик! Чем же все это кончится?

г) (Заткнув пальцем горлышко бутылки и, поднеся ее к губам, он сделал вид, что пьет.)
- Ах, какая чудесная, холодная, свежая вода!
- А это вода чистая? (Облизывается.)
- Еще бы! Она прозрачнее слезы!
- А в ней нет микробов?
- Помилуйте! Эту воду очистили и процедили два знаменитых профессора. Микробы они оставили себе, а воду дали мне за то, что я починил им туфли. (Притворяется, что пьет вод из бутылки.)
- Как это у вас получается, что эта бутылка все время остается полной?
- Дело в том, что эта бутылка подарок моего покойного дедушки. Она волшебная и никогда не бывает пустой.
- А вы мне не позволите отхлебнуть хоть немного, хоть глоточек? Один глоточек!
- Глоточек? Да пейте сколько хотите! Я же сказал вам, что моя бутылка никогда не пустеет! (Протягивает бутылку, собеседник схватил ее и с жадностью пьет.)
- Как, уже все? А вы сказали, что бутылка волше... (Засыпает.)

Отрывки инсценируют.

5. Узнай по портрету героя.

а) Чей портрет? Как называется сказка? Кто ее написал?

Правду молвить, молодица 
Высока, стройна, бела. 
И умом, и всем взяла, 
Но зато горда, ломлива, 
Своенравна и ревнива.

б) А это о ком сказка? В какой сказке? Кто автор?

Между тем росла, росла, 
Поднялась и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.

в) Кто это такой? В сказке какого писателя вы о нем читали?

В сарачинской шапке белой, 
Весь как лебедь поседелый...

г) Кто же это такая разнаряженная? Кто и где о ней рассказал? Что с ней случилось после?

В дорогой собольей душегрейке 
Парчовая на маковке кичка, 
Жемчуга огрузили шею, 
На руках золотые перстни, 
На ногах красные сапожки.

д) А это кто такой? Из какой сказки?

Руки кривые, на руках когти, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.

е) В какой сказке вы прочли про эту красавицу? Кто автор сказки?

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит, 
А сама-то величава,
Выступает будто пава, 
А как речь- то говорит, 
Словно реченька журчит.

ж) Подумайте хорошенько, – о ком так рассказывает писатель, в какой книге?

Он жил вместе с волчатами, и отец Волк учил его. Потому каждый шорох в траве, каждое дуновение теплого ночного ветерка, каждый крик совы над головой, каждое движение летучей мыши..., каждый всплеск маленькой рыбки в пруду очень много значили для него. Когда он ничему не учился, он дремал, сидя на солнце, ел и опять засыпал. Когда ему было жарко и хотелось освежиться, он плавал в лесных прудах, а когда ему хотелось меду, (он узнал от медведя, что мед и орехи так вкусны, как и сырое мясо) он лез прямо на дерево. Пантера показала ему, как это делается.

з) Кто этот обжора? У какого писателя, в какой сказке о нем рассказано?

Когда он был еще молод, он спал с вечера до утра, чтобы успеть переварить все, что съел за день. Но потом он сказал себе: «Спать – это только время терять: ведь когда я сплю, я не могу есть! Поэтому он решил питаться и ночью, оставив для пищеварения два часа в сутки.

и) Кто это? Где ты с ней встречался? Кто о ней написал?

Одна из них, побольше, упала на край цветочного горшка и начала расти, расти, пока наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллиона снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда и все же живая! Глаза её сияли, как звезды, но в них не было теплоты, ни доброты.

к) Кто эта такая? Кто нам о ней рассказал?

Веселенько поглядела, усмехнулась ласково, платочком махнула и пошла плясать, а снег от нее бегом побежал. Где ей ножку поставить, там трава зеленая да цветы лесные. На березе уж листочки зашумели. А она того больше старается, припевать стала:

У меня тепло! У меня светло! Красно летичко! 
А сама волчком да волчком – сарафанчик пузырем.

л) Из какой сказки этот великан? Какого народа эта сказка?

Он заслонил собой солнце, и стало темно, как в сумерки. Он был огромного роста, голова его была как купол, руки – как вилы, ноги – как подорожные столбы, рот как пещера, а глаза метали искры.

м) У какого автора в сказке вы прочли про этого урода? Неужели это он!

Глаза у него стали маленькие, как у свиньи, огромный нос свешивался ниже подбородка, а шеи как будто и совсем не было. Голова ушла глубоко в плечи, а он почти совсем не мог ее повернуть, а ростом он был такой же как семь лет назад – совсем маленький

6. Сума с потерянными вещами.

а) А вот рыба и оторванный волчий хвост. Ну, это вы сразу угадаете?

б) Маленький, красивый, шелковый мешочек с гречневой крупой. Ах, как жаль! В мешочке дырочка, и крупа из него сыплется. Скорее помогите, а то быть беде.

в) Головка сыра.

г) Вот какой красивый горшочек! Весь увешан бубенчиками. Слышите, бубенчики названивают старую песенку. Откуда он?

д) А вот зеркальце? А это что? Яблочко, наливное, золотое, поглядите-ка, видны зернышки насквозь. Нет, нет! Не трогайте его, оно ядовитое. Осторожно!

е) А вот еще зеркало. Ой, нет. Осколок только. Нехорошее это зеркало, злое; а что тут еще? А какое хорошее платьице, а еще что Муфта? А ну, куда их нам девать в какую сказку?

ж) А вот еще лампа и кольцо. Интересно, откуда они?

з) Комочек олова и обгорелая черная брошка! Видно, они побывали в печке, куда же их?

и) Ой, уколола, палец больно! Ох, да это веретено! Ой, какое колючее!

к) Сколько тут орешков! Ух, как много! Да не простые, все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд.

л) Еще одно зеркало – туалет из хрусталя восточного, венец золотой из камней самоцветных, а это что? Чуть не сломала... цветочек... краше которого на свете нет.

м) А тут полено, курточка из коричневой бумаги, ярко-зеленые штанишки, туфли из старого голенища, шапочка – колпачок с кисточкой. Огромная нечесаная борода и семихвостая плетка. Ну, теперь – то вы знаете, в какую сказку надо вернуть эти вещи.

Обычно собираю волшебные вещи в красочный мешок

7. Музыкальный конкурс.

Звучат мелодии и песни из мультфильмов. Дети называют его, а также сказку и автора сказки, по которой создан мультфильм

Оформление:

Выставка книг.

На доске присказки и пословицы.

Выставка рисунков (это тоже домашнее задание).

В конце внеклассного мероприятия вручается призы:

Команде победительнице.

Лучшим игрокам команд.

Победителям конкурса рисунков.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru